Совет по национальной стратегии (СНС) печально известный своим докладом «Государство и олигархия», странным образом совпавшим с началом массированной кампании Генеральной прокуратуры против акционера НК «ЮКОС» Платона Лебедева, готовит очередной документ, который может оказать существенное влияние на ход всего последующего политического процесса в Российской Федерации. Об этом стало известно РБК из проекта готовящегося к публикации доклада СНС «Новый курс и новая нестабильность». Основополагающей идеей документа является тезис о том, что передел собственности, а также последовательное давление на крупный бизнес с целью изъятия львиной доли сверхдоходов крупных финансово-промышленных групп является первоочередной задачей властных структур и непосредственно администрации президента. «Обострение борьбы внутри элиты, четко обозначившийся 2 июля 2003г. (день ареста П.Лебедева) раскол внутри партии власти, неэффективность правоохранительных органов, неизжитая проблема терроризма – все это толкает власть к тому, чтобы предложить новый концепт, который работал бы на перспективу всего второго президентского срока (В.Путина). Таким концептом может стать пересмотр итогов приватизации 90-х годов и справедливое распределение сырьевых доходов», - говорится в докладе.
В качестве первоначальной меры в деле «изменения концепта» СНС предлагает возобновить диалог по вопросу изъятия природной ренты из доходов нефтяных компаний. При этом за основу предлагается взять систему, регулярно озвучиваемую одним из коммунистических лидеров Сергеем Глазьевым. По мнению авторов доклада, запущенный механизм природной ренты позволит власти приблизиться к устройству в России «цивилизованной модели госконтроля» над системообразующими отраслями экономики. При этом, в соответствии с документом, система госконтроля предполагает следующие шаги: «установление эффективных налогов на сверхприбыль компаний – экспортеров сырья, изъятие рентных доходов олигархов в пользу государства; за счет поступлений от ренты государство получает ресурсы для создания доли собственности в сырьевых компаний; государство, на правах акционера, делегирует своих представителей в совет директоров и в менеджмент компаний и контролирует таким образом финансовые потоки». Данную программу, по мнению специалистов СНС, можно осуществить до 2008г. В практическом плане это означает нарушение неоднократных заявлений президента о том, что итоги приватизации пересматриваться не будут, а также откат к светлому коммунистическому прошлому.
Авторы доклада совершенно забывают о том, что даже если идеи СНС получат поддержку в политических кругах (как было с делом ЮКОСа), и какой-либо политической силе удастся законодательно оформить право государства на изъятие ренты из доходов сырьевых отраслей, может возникнуть сразу несколько проблем, которые самым негативным образом скажутся на всей российской экономике. Об этом заявили РБК некоторые представители российских сырьевых корпораций. Во-первых, если у сырьевых компаний полностью отобрать ренту, исчезнет экономический интерес к работе в сырьевых отраслях. Во-вторых, экономика ТЭК (как основной в нашей стране добывающей отрасли) крайне капиталоемка. Инвестиции в нее окупаются только через 5-6 лет и позднее. Дополнительная налоговая нагрузка на сырьевиков приведет к свертыванию инвестиций в освоение новых месторождений и геологоразведку. Увеличив давление на сырьевые отрасли, государство получит дополнительные бюджетные деньги сегодня, но впоследствии последует провал доходов бюджета из-за общего падения производства. Природные ресурсы (а это не сами нефть, газ, уголь, железная руда и т.п., а месторождения соответствующих ископаемых) бесконечно разнообразны, двух одинаковых месторождений не бывает. Поэтому ренту пришлось бы вычислять для каждого месторождения (а не каждого вида сырья), «очищая» доход горных предприятий от вклада всех факторов, кроме одного – природного. Практически эта задача представляется неразрешимой.