В России выходит в эфир первый деловой телеканал, обещающий круглосуточное вещание бизнес-новостей. В стране со значительным подъемом экономки и бурным ростом рынка идея делового канала кажется естественной, но скептики полагают, что она несколько преждевременна. РБК ТВ, детище консалтингового и новостного агентства "РоссБизнесКосалтинг", собирается вещать круглосуточно, причем 16 часов в сутки - "вживую".
РБК не занимать духа первооткрывателей. Компания стала первой в России в своем секторе рынка, осуществившей первичное размещение акций на фондовом рынке. К делу телеканал подошел серьезно - почти год шло "пилотное" вещание - крайне долгий срок для российских СМИ.
Русский Блумберг?
Стоимость проекта - около 23 млн. долларов, из которых 13 млн. пришли от частных - в основном, немецких, - инвесторов, а остальное из собственных средств "материнской" компании РБК.
РБК ТВ надеется выйти на самоокупаемость в течение нескольких лет. Основной источник ее доходов - реклама товаров и услуг для бизнеса.
Пока все идет хорошо - по данным источника в компании, 85% рекламного времени на год вперед было продано еще до того, как канал вышел в эфир.
Руководители компании оценивают потенциальную аудиторию вещания в несколько миллионов человек, то есть речь идет о той десятой части населения России, на долю которой приходится треть всех российских доходов.
Однако есть несколько причин, которые заставляют сомневаться в том, что РБК незамедлительно станет российским аналогом американского независимого делового телеканала Блумберг.
Новости не для всех
Первая причина - техническая.
Передачи будут транслироваться с помощью двух кабельных каналов и двух спутников. Как говорят специалисты, это означает, что передачи можно будет принимать едва ли на полумиллионе телеприемников в стране.
Скептики внутри самой компании говорят, что поначалу вряд ли можно ожидать более 50 тысяч активных зрителей.
Однако даже если телеканал, скажем, сможет начать вещать в метровом диапазоне, вряд ли в России наберется столько миллионов зрителей, которым интересны перипетии торгов на американском фондовом рынке.
Утопический капитализм
Несмотря на то, что с начала года в долларовом выражении российский рынок вырос почти в полтора раза, в отличие, скажем, от США, где акциями владеет каждая третья семья, в России излюбленный метод сбережения - старый добрый чулок, набитый долларами.
На фондовом рынке погоду определяет дюжина нефтяных и энергетических компаний, а торговлю ведут всего лишь несколько крупных игроков.
Инвестиции в облигации или акции пока внове. Банковский сектор до сих пор не реформирован.
Лишь 20% принявших участие в опросе, проведенном недавно одной из московских радиостанций, готовы идти за кредитом в банк, а не к друзьям.
Рост рынка недвижимости в больших городах сдерживается дороговизной и сложностью получения ипотек.
В ожидании зрителя
Казалось бы, деловое круглосуточное вещание не может найти достаточного спроса в России. Но может статься, что в данном случае предложение породит спрос.
В начале 1990-х годов вышла первая в новой России деловая газета "КоммерсантЪ". Тогда, во времена лотков, челноков, дикой приватизации и полной растерянности основной массы населения, тоже казалось, что у делового издания не будет аудитории.
Спустя десять лет газета, до сих принадлежащая опальному олигарху Борису Березовскому, - одна из самых популярных в России.
В некотором смысле "КоммерсантЪ" сам создал себе читателя - представителя того самого верхнего слоя российского среднего класса.
Вполне возможно, что, захватив плацдарм на девственно необжитой земле делового вещания в России, РБК ТВ дождется своего зрителя или создаст его само.