Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ) в пятницу, 29 мая, в Казахстане подписали соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ). Оно вступит в силу спустя 60 дней после того, как его ратифицируют в соответствии с национальным законодательством стран ЕАЭС и Вьетнам. Согласно документу, в течение 10 лет произойдет обнуление пошлин почти на 90% товаров.
"Это исторический акт. Соглашение охватывает не только преференциальные режимы, но также вопросы управления правами на интеллектуальную собственность и целый ряд других направлений. Реализация соглашения направлена на то, чтобы существующий объем товарооборота между странами Евразийского экономического союза, который находится на уровне $4 млрд, к 2020 году увеличить как минимум до $10 млрд", — отметил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕАК) — органа, регулирующего деятельность ЕАЭС, — Виктор Христенко.
На 2014 г., согласно данным Федеральной таможенной службы РФ, товарооборот между Вьетнамом и Россией составлял $3,748 млрд: российский экспорт находился на уровне $1,453 млрд (39% от общего объема торговли), тогда как импорт из Вьетнама — $2,296 млрд (61%). Таким образом, из стран-членов ЕАЭС большая часть товарооборота приходилась именно на РФ. Для России (даже через ЕАЭС) это первая зона свободной торговли, созданная вне Содружества независимых государств (СНГ). И именно с точки зрения интересов России нужно рассматривать заключенное соглашение.
В 2015 г, в связи с экономическими трудностями, испытываемыми Российской Федерацией, а также в связи с девальвацией рубля торговый оборот между двумя странами сократился: за январь-март 2015 г. он всего составил $666 млн, что на 33% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Тем не менее самые сложные времена, по-видимому, прошли: рубль за последние месяцы укрепился, а значит увеличилась покупательная способность национальной валюты, российская экономика начинает показывать признаки восстановления. Таким образом, начинается активизация замершей в начале года торговли. Об этом свидетельствует и статистика: если в январе 2015 г. сокращение российско-вьетнамской торговли год к году составило 62%, то в марте наоборот наблюдался скромный, но рост — в 0,6%. По итогам года мы увидим лишь незначительное сокращение объемов торговли (за счет падения объемов товарооборота в начале 2015 г.).
В интернете, на форумах и в социальных сетях, появились "ироничные" комментарии, что Россия нашла себе внешнеэкономического партнера "по силам". Действительно, по итогам первых четырех месяцев 2015 г. торговый оборот с Вьетнамом составлял лишь 0,5% от общей внешней торговли (и находился на уровне таких стран, как Индонезия, Малайзия, Таиланд). Да и Россия не занимала лидирующих позиций в рейтинге основных торговых партнеров СРВ. Тем не менее достижение к 2020 г. объемов торговли в $10 млрд — это важная цель, которая выглядит оправданной. Если взять статистику российской внешней торговли за 2014 г., то $10 млрд — это 1,2% от общей внешней торговли России. Казалось бы, цифра незначительна. Однако если торговый оборот будет на этом уровне, то Вьетнам по объемам торговли приблизится к таким географически близким России странам, как Бельгия, Латвия, Финляндия, Чехия…
Закономерен вопрос, могут ли Россия и Вьетнам добиться подобных результатов и довести уровень внешней торговли до $10 млрд. Желание вывести двусторонний товарооборот именно на эту цифру отмечали, как российские официальные лица, так и вьетнамские партнеры. В середине ноябре 2014 г. на встрече со своим коллегой из СРВ премьер-министр России Дмитрий Медведев говорил о стремлении поднять товарооборот до уровня $10 млрд. В конце ноября в Сочи на переговорах с генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Вьетнама (КПВ) Нгуен Фу Чонгом президент России Владимир Путин также отмечал необходимость в ближайшем будущем увеличения двусторонней торговли до этого уровня. Министерство промышленности и торговли Вьетнама поставило перед собой ориентир в торговых отношениях с Россией добиться этого показателя.
Ответ на этот вопрос находится в структуре торгового баланса двух стран. По данным Главного таможенного управления Вьетнама, структура внешней торговли между СРВ и РФ за первые 10 месяцев 2014 г. (т.е. когда еще не сказался эффект девальвации рубля) была следующей: Россия поставляла во Вьетнам нефть и нефтепродукты (38% от общего экспорта России во Вьетнам), удобрения (17,1%), машины и оборудование (6,9%), металлургическую продукцию (4,2%), полезные ископаемые (4%); из СРВ ввозились телефоны и электронные компоненты (38,6% от общего импорта из Вьетнама в Россию), текстильные изделия (8,1%), кофе (7,5%), морепродукты (6%), компьютеры, электронные изделия и компоненты к ним (5,5%).
Таким образом, можно назвать двустороннюю торговлю взаимодополняющей. РФ была поставщиком традиционно сильных отраслей российской промышленности — нефтепереработка, удобрения и металлургия, — а также машин и оборудования; СРВ же поставляла продукцию бытового назначения: микроэлектронику, изделия текстильной промышленности, сельхозпродукцию и дары моря.
Переход российской экономики в фазу восстановления, увеличение покупательной способности россиян повысит спрос на товары широкого потребления, а также сельхозпродукцию, поставляемые из Вьетнама, в то же время продолжающаяся урбанизация и индустриализация в СРВ, развитие ее сельского хозяйства, в купе с увеличением средств транспорта (сочетающиеся с эффектом от девальвации рубля — то есть удешевления российской продукции и повышения ее конкурентоспособности за счет снижения цены) подстегнет российский экспорт во Вьетнам. При условии обнуления пошлин на подавляющее большинство товаров это повысит конкурентоспособность вьетнамских производителей на российском рынке и российских — на вьетнамском.
Для Вьетнама жизненно необходимо обеспечить себе бесперебойную поставку удобрений, металлопродукции, бензина (в единственно действующем во Вьетнаме нефтеперерабатывающем заводе Зунгкуат — не исключено участие российской стороны) заставляют Вьетнам с особым интересом смотреть на Россию. В то же самое время — СРВ является одним из серьезных поставщиков товаров бытового назначения в РФ. К этому стоить прибавить хорошо налаженный политический диалог. СРВ является одним из основных политических партнеров нашей страны в Восточной Азии. Это закреплено в формуле о "всеобъемлющем стратегическом партнерстве" между Москвой и Ханоем, а значит ни от Вьетнама, ни от России ожидать сложностей политического характера (с которыми Москва столкнулась в отношении с Брюсселем и Вашингтоном) не приходится.
Упрочение же позиций на вьетнамском рынке может помочь российским предприятиям завоевать и позиции в других странах. "Являясь активным членом Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Вьетнам будет прилагать усилия, с тем чтобы ЕАЭС расширил свое сотрудничество с АСЕАН — это огромный единый рынок, который очень динамично развивается", — заявил после подписания соглашения о создании ЗСТ премьер-министр СРВ Нгуен Тан Зунг. Создание зоны свободной торговли, которое в частности предполагает и активизацию (снятие барьеров) привлечения и экспорта прямых иностранных инвестиций (ПИИ) позволяет России выйти на рынок Юго-Восточной Азии не только в торговом, но и в инвестиционном взаимодействии, А это рынок, объединяющий 625 млн человек, ВВП которого равен $2,4 трнл, а общая торговля региона на 2014 г. составляла $2,51 трлн.
Читайте также:
Отношения России и Вьетнама активно развиваются