Минприроды предлагает в рамках расширения доступа к шельфу использовать механизм создания консорциумов между нефтяными компаниями, в том числе и частными, участников которых будет одобрять государство. Что принесет отрасли появление частных компаний в шельфовых проектах? Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков ответил на вопросы издания.
- Что принесет отрасли появление частных компаний в шельфовых проектах?
- Тут важно отметить, что по действующему законодательству на шельфе могут работать государственные компании, имеющие 5-летний опыт работы. В то же время все государственные компании отстают в плане приватизации. Поэтому, либо когда Роснефть будет приватизироваться, нужно будет отнять у нее все шельфовые проекты и лицензии, либо изменить законодательство.
Поэтому изменение законодательства и либерализация доступа нефтяных компаний на шельф - это неизбежный процесс, который будет происходить. Просто сейчас этот факт хотят завуалировать - и вроде как допускают теперь и частные компании к разработке шельфовых проектов. Прежде всего, речь идет о "ЛУКОЙЛе" и "Новатэке". У "ЛУКОЙЛа" есть желание, технологии и опыт по разработке шельфовых проектов, в том числе, и за рубежом, и в России. Они активно работают на Каспии. Конечно, они хотели бы работать и на шельфе.
Для государства это будет только в плюс, потому что придут частные инвесторы, которые будут вкладывать свои деньги. Не государственные, как та же Роснефть, потому что скважина, которая была пробурена в Карском море в прошлом году, очень дорогая, больше полумиллиарда долларов стоила. А тут будут не государственные деньги тратить, а частные. Во-первых, вести геологоразведку и ставить на баланс новые месторождения придется именно им. Если частники успешно реализуют свои проекты, то будут добывать там нефть, соответственно, ее экспортировать и платить экспортные пошлины, и платить налог на добычу полезных ископаемых и остальные налоги.
То есть для России это крайне важно и нужно, потому что сейчас мы будем наблюдать падение добычи нефти из-за истощения Западно-Сибирских месторождений, которые разрабатываются с советского времени. Так что для государства от этого только плюс, непонятно, почему раньше этого не делалось, и какие опасности подразумевались. Хотя бы сделали такой режим, который предлагал Вадим Алекперов, при котором на шелльф допускаются компании, где бенефициарами являются российские граждане. Соответственно, давать эту возможность не иностранцам, а российским гражданам. Поэтому мне представляется, это давно надо было это сделать.
- Может ли этот шаг способствовать более скорому освоению шельфовых территорий и формированию развитой инфраструктуры?
- Скорее всего, в ближайший год-два шельфовые проекты частные компании разрабатывать не будут, потому что они уже спланировали инвестиционную программу, и при нынешних ценах на нефть это совершенно нерентабельное занятие. Единственное, что они могут начать- проведение геолого-разведочных работ и подготовку к реализации этих проектов. Если цена нефти поднимется опять до 100 долларов, и будет сохранятся на таком высоком уровне через год, через два, естественно, что они уже задумаются о добычных проектах.
Заметим, речь идет о проектах на шельфе южных морей, на том же Каспии добыча будет активно развиваться, и на Дальнеи Востоке. Выход на Арктические моря сложнее, потому что, инфраструктуры нет, технологий нет, и все это предстоит только разрабатывать и создавать. А главная проблема - в том, что 80% лицензий на шельфе уже розданы госкомпаниям: это Газпром и Роснефть. И даже сейчас пришлось Путину в это вмешаться, и сказать, что новые лицензии, на которые уже подали заявки госкомпании, госкомпаниям пока не отдавать, и заморозить процесс лицензирования шельфовых месторождений. Чтобы было что сейчас частникам отдать.
Читайте также:
"Газпром" просит лицензии на 17 участков шельфа в Баренцевом и Карском морях
Российский шельф - не для частной добычи
Путин подписал закон о либерализации экспорта СПГ