Главы МИД Греции, Сербии, Македонии, Венгрии и Турции обсудили участие этих стран в проекте "Газпрома" "Турецкий поток" и договорились о создании экспертной группы по развитию газотранспортной инфраструктуры. О возможностях стран по финансированию проекта и реакции Еврокомиссии, Bigness.Ru поговорил с директором по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексеем Громовым.
- Какой реакции следует ожидать от Еврокомиссии, которая в настоящее время создает Единый энергетический союз, предполагающий отказ членов ЕС от национальной энергетической политики?
- Принятое решение фактически означает, что страны Южной Европы, которые подписались под этим решением, заинтересованы в том, чтобы диверсифицировать свои поставки природного газа, которые идут от РФ. Поскольку все выше описанные страны критически зависят от украинского транзита. Понимая, что ситуация с украинским транзитом неопределенная, все-таки решение о том, будет ли Россия после 2019 года продлевать транзитное соглашение о поставках российского газа в Европу через территорию Украины, не принято и пока доминируют негативные высказывания в этой сфере представителей "Газпрома", страны Южной Европы хотят застраховаться. Их понять можно. Потому что "Газпром предлагает" реализацию "Турецкого потока" и обеспечение Южной Европы через газ, который будет поступать по этому направлению.
Вы абсолютно правы, что эта инициатива стран Южной Европы входит в противоречия с той концепцией, которую сегодня принял на вооружение ЕС, касающейся создания энергетического союза и, по сути, передачи полномочий одобрения всех сделок в энергетической сфере, которые заключают государства, на уровень ЕК. Думаю, что реакция из Брюсселя будет негативной, и, скорее всего, это приведет к очередному витку переговоров между Брюсселем и странами Южной Европы с тем, чтобы страны Южной Европы изменили то соглашение, которое они заключили. Или с тем, чтобы в этом соглашении проявилась более выпукло роль ЕК, как органа, который будет в итоге согласовывать те решения, которые на национальном уровне примут правительства Южной Европы в отношении работ по газотранспортной инфраструктуре.
- Помогут ли эти страны решить проблемы с финансированием трубы через Балканы?
- Думаю, что это одна из причин, почему эти страны сегодня выступают единым фронтом. Это предложила Россия, переориентировав по сути "Южный поток" на турецкое направление. Это означает, что Россия ограничивает свои обязательства по строительству газотранспортной инфраструктуры строительством от морского участка до территории Турецкой республики. А дальнейшее предолжение газотранспортной системы на территории ЕС зависит от тех инфраструктурных решений, которые примут сами страны ЕС, через территории которых будет проходить продолжение "Турецкого потока", а так же от тех объемов финансирования, которые эти страны найдут для того, чтобы реализовать газотранспортную инфраструктуру. Поэтому страны Южной Европы всерьез озабочены этой ситуацией, и выискивают средства для финансирования развития газотранспортных инфраструктур в этом направлении.
Читайте также:
Эксперт: Скидка Греции позволит России закрепиться на юге Европы
Отвязать от нефти цены на газ можно, но... сложно - эксперт
Энергетик: "Южный поток" частично осядет в Крыму
Эксперт о "Турецком потоке": Турция пытается выиграть по-максимуму
Мнение: Турция не упустит выгоды от сотрудничества с "Газпромом"