Переговоры между "Газпромом" и турецкой нефтегазовой госкомпанией Botas, от которых зависит судьба "Турецкого потока", зашли в тупик. По данным СМИ, стороны не могут договориться о скидках на газ. Угрожает ли это сворачиванием проекта "Турецкий поток", Bigness.Ru узнал у ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова.
— В чем суть разногласий по скидке между российской и турецкой стороной ?
— "Газпром" всегда применяет свои скидки именно к контрактным ценам. Тем самым, в общем-то, предполагается, что цена после этой скидки все равно будет плавающей, она будет привязана к цене корзины нефтепродуктов, то есть к цене на нефть. Если цена будет привязана, соответственно, вырастет и цена на газ. Поэтому Газпрому выгодна вот эта цена, потому что он рассчитывает, что цена будет расти.
Когда "Газпром" и Botas договаривались о цене на газ, когда в декабре 2014 года Владимир Путин начал объявлять о новых планах России на газовом рынке, о том, что отказывается от "Южного потока" в пользу "Турецкого потока", тогда обсуждалась как раз версия о скидках. Надо понимать, что тогда цена газа для Турции была в общем-то довольно высокой, потому что когда цена на нефть падает, то газ дешевеет через 6-9 месяцев. То есть примерно через полгода. Так вот, как раз в первом квартале 2015 года цена для Турции будет и так низкой, то есть это фактически не учитывалось, когда говорили о том, что будет предоставлена скидка на газ для Турции. А теперь, когда и так цена низкая и просят еще применить скидку к действующей низкой цене, то выходит, что для Турции будут сверхнизкие цены на газ. И "Газпром" настаивает на том, чтобы применить эту 10-процентную скидку к турецкому контракту, рассчитывая с того момента, когда об этом была достигнута договоренность, то есть когда цены еще были довольно высокими. Здесь речь идет о том, чтобы применить уже к существующей низкой цене эту скидку, или к контрактной цене, которая была высокой.
Конечно, идет торг о том, насколько будет снижена цена газа для Турции, потому что она сейчас и так дешевая, даже по старому контракту. Поэтому, естественно, что стороны торгуются между собой. Я не думаю, что достигнута конечная, тупиковая ситуация, это нормальный переговорный процесс, он идет во многих стадиях, и на этой стадии возможно, стороны не договорились. Но, в общем-то, всем прекрасно понятно, что Турция становится стратегическим партнером России на газовом рынке и после Германии это второй покупатель по объемам российского газа. И теперь, когда через Турцию пойдет "Турецкий поток", естественно, что Турция пытается максимально выжать из этой ситуации и максимально получить свои выгоды. Но они должны понимать, что, в общем-то, и интересы России нужно учитывать, не надо загонять Россию в угол. Поэтому, скорее всего, будет достигнута какая-то средняя позиция, Турция получит скидку, но она должна быть приемлема для России.
— Следует ли "Газпрому" идти на уступки?
— Россия в любом случае пойдет на уступки, потому что она анонсировала это еще в декабре 2014 года, что мы в принципе предоставим Турции скидки на газ. Другой вопрос, какая будет сама эта скидка к реальной цене, потому что, повторюсь, Россия анонсировала скидку для Турции на газ во времена, когда газ стоил дорого, когда он стоил выше 300 долларов за тысячу кубометров. Сейчас газ начинает для всех европейцев опускаться ниже 300 долларов за 1000 кубов из-за того, что нефть дешевая. А у всех привязка к цене на нефть. Естественно, Турция должна понимать, что договор был о том, что будет скидка, когда нефть была дорогой, а сейчас газ и так подешевел. Компромисс будет достигнут, но, скорее всего, скидка будет не столь значительна, как если бы она применялась к цене на газ для Турции в 2014 году.
— А для самой Турции потеря проекта "Турецкий поток" будет чувствительной?
— Конечно, для нее будет существенный удар, если Россия откажется от строительства "Турецкого потока", но, в общем-то, России выбирать не приходится, если не "Южный поток", не "Турецкий поток", тогда единственное, что остается, поставлять газ в Европу через Украину. А Украина ненадежный поставщик. И, в общем-то, все обходные трубопроводы, "Северный поток", "Южный поток", "Турецкий", задумывались для того, чтобы ликвидировать статус Украины, как безальтернативного поставщика, создать альтернативу, чтобы было безопасно поставлять газ в Европу. Поэтому "Турецкий поток" — это проект, который будет, скорее всего, реализован. И строительство морской части уже запланировано на ближайшее время.
Естественно, для Турции это было бы большой потерей, если бы Россия отказалась и от этого "потока", потому что фактически речь сейчас идет о том, что Турция получает скидку на газ, Турция получает надежный маршрут поставки, потому что сейчас большая половина газа для Турции из России через территорию Украину. Есть "Голубой поток" напрямую в Турцию из России, но половина газа идет через Украину. И они прекрасно понимают, что Украина — это нестабильная страна и может прекратиться транзит в любой момент, если украинским политикам что-то придет в голову. Плюс, Турция будет получать ежегодно многомиллиардную прибыль просто от транзита российского газа в Европу, то есть ничего не делая фактически, они будут просто получать за то, что труба идет по их территории. Поэтому этот проект сверхвыгоден для Турции, поэтому турки не будут идти на сильное обострение отношений с "Газпромом". Конечно, переговорный процесс сложный, он никогда не идет просто, каждая из сторон хочет максимизировать свою прибыль. Поэтому в конечном итоге я думаю, что стороны договорятся и найдут компромисс какой-то.
Читайте также:
Подземные хранилища Венгрии сбалансируют скачки спроса на газ - эксперт
Александр Фролов: "Сила Сибири" соберет подрядчиков "Южного коридора"
Алексей Белогорьев: Турция сложный партнер и для ЕС, и для России
Александр Перов: "Газпром" даст Турции козырь на рынке газа
Виталий Крюков: Рынок Турции для России таит определенные риски