Недостатка овощей и других продуктов, ввоз которых из стран Евросоюза, США, Канады, Норвегии и Австралии был запрещен, минувшей зимой в России не ощущалось. Откуда поставлялись продукты на российские прилавки и справились ли наши сельскохозяйственники с импортозамещением, Bigness.Ru узнал у члена Совета Федерации РФ от Челябинской области Константина Цыбко.
- Откуда овощи и фрукты поступали на российский рынок в холодное время года?
- На российский рынок овощи и фрукты поступали из разных государств. Есть такое мнение, что они могут поступать только из Европы, но это большая ошибка, потому что в Европе точно так же зимний сезон, и к нам были большие поставки из Азербайджана и из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. То есть от тех государств, которые на этом рынке присутствуют, и, на мой взгляд, они и в прошлые годы достаточно активно участвовали в нашем рынке, в этом году они тоже подключились. Но я хочу отметить, что произошло очень важное событие, поступательное движение, которое несколько лет в России развивается, это развитие тепличных хозяйств. Они развиваются и в нашей стране очень активно, большими темпами и я могу сказать, что успехи в этом тоже есть. Поэтому если говорить о том, что какие-то в современном мире могут быть проблемы с поставкой овощей и фруктов, то это большая ошибка.
В любом случае, есть огромное количество поставщиков, очень многие государства ищут свободные ниши, готовы предоставлять свою продукцию, поэтому в зимний период времени никаких проблем у России не будет с поставкой ни овощей, ни фруктов. Это совершенно точно. Плюс, современные способы ведения сельского хозяйства, развивающиеся технологии, позволяют достаточно эффективно работать и нашим сельхозпроизводителям в этом направлении.
- Получилось ли нарастить производство отечественных продуктов: овощей, фруктов, молока, сыров и так далее?
- Идет активное наращивание объемов производства. Более того, я считаю это как раз эффект тех событий, которые происходят по поддержке нашего сельского хозяйства. И это даже не одномоментный эффект, который произошел в прошлом и в этом году, а это эффект той стратегии развития сельского хозяйства, которая была заложена. Это и те программы льготного кредитования, которые существовали, и программа поддержки сельхозпроизводителя. Сейчас это начинает уже давать определенный эффект. Поэтому объемы растут.
Кстати, если говорить о крупном рогатом скоте и мясопродукции, то там большой период времени необходим для того, чтобы нарастить объемы, а вот объемы птицы у нас растут очень активно уже несколько лет. По курице, индейке мы показываем хорошие темпы, что показывает, что мы вполне можем быть самодостаточными, самообеспеченными по птице уже сейчас. Поэтому я думаю, что эффект, который последнее время мы наблюдаем в сельском хозяйстве России, будет прогрессировать и нам перебои и проблемы в сельхозпродукции не грозят по двум причинам.
Первая и, как я считаю, основная, на которой надо сконцентрироваться, это активная поддержка нашего сельского хозяйства, сельхозпроизводителей, государственных программ в этом направлении, которые позволят нам повысить самообеспеченность. И второе - это существенный интерес у большого количества государств, которые тоже производят сельхозпродукцию, к тому, чтобы выйти на российский рынок. И они будут еще конкурировать между собой для того, чтобы такое право получить.
- Какие выводы можно сделать по итогам этой зимы -смогут ли российские фермеры и предприятия самостоятельно покрыть спрос на внутреннем рынке?
- Я считаю, что наступит такой момент, когда мы сможем самостоятельно покрыть весь спрос, но это неплохо, что есть возможность у нас получения и импорта из государств, которые к нам относятся дружественно и которые только рады с нами сотрудничать. И никакие политические ветры на них не влияют. Это раз. А второе - безусловно, и к этому мы движемся уже по ряду позиций, самообеспеченность России превышает 90 процентов. Это уровень, который гарантирует продовольственную безопасность страны. И я думаю, что в ближайшие годы мы достигнем полной продовольственной безопасности, но при этом не факт, что надо отказываться от сотрудничества с дружественными нам партнерами в этой сфере. Поэтому я думаю, что сохранится какая-то доля импорта, но она будет регулярно сокращаться, а наши сельхозпроизводители на сегодняшний день уже по ряду позиций достигли 90 процентов обеспечения России. Это очень высокий уровень. Более того, это считается уровнем полной продовольственной безопасности в международной практике.
Но у нас пока еще есть по говядине и другим направления недостаточный уровень и это связано с тем, что цикл более длинный, он займет 2-3 года. Но я думаю, что, сконцентрировавшись на этих достижениях, мы тоже достигнем хороших результатов. Но надо не расслабляться, а внимательно за этим следить и поддержку со стороны государства продолжать оказывать. Без этого невозможно, это мировая практика.
Читайте также:
В подготовку к посевной должны вмешаться первые лица государства - эксперт
Россия пока не может заменить экзотические товары - экономист
Павел Скурихин: Хлеб в России дорожает из-за курса доллара
Виктор Семенов: Субсидии больше всего необходимы овощеводству
Депутат: Государство возьмет на себя часть затрат по тепличному хозяйству