Крупная сделка Индии с Францией по покупке 126 истребителей Rafale оказалась в тупике, и теперь индийские власти намерены заключить крупный контракт с Россией на совместную разработку малозаметного истребителя пятого поколения - Fifth Generation Fighter Aircraft (FGFA). О военно-техническом сотрудничестве стран Bigness.Ru поговорил с главным редактором журнала "Экспорт вооружений" Андреем Фроловым.
— Почему Индии выгоднее военно-техническое сотрудничество с Россией? Есть ли в этом решении политические мотивы, или это чисто экономическое решение?
— Не секрет, что Индия является одним из крупнейших российских партнеров по военно-техническому вооружению, как и Россия является крупнейшим поставщиком оружия в Индию уже на протяжении последних 40 лет. Поэтому как раз здесь ничего удивительного нет. Другое дело, что, к сожалению, у России появляются на этом рынке серьезные конкуренты — США, Израиль, Франция как раз была, традиционно присутствовала на рынке Индии. Поэтому контракт на Rafale изначально планировался, как простая замена французского истребителя "Мираж" 2000, который состоит на вооружении в Индии. Но касательно этого контракта, я думаю, что в первую очередь вопрос цены стал непреодолимым препятствием. Как известно, контракт номинирован был в евро, а индийская рупия в последний год сильно ослабела по отношению к мировым валютам, поэтому контракт дороже стал. Французы, как я понимаю, не особо шли на уступки по цене. И еще, конечно, был важный фактор — передача технологий, разворачивание производства "Рафалей" в Индии, потому что Франция должна была в целом виде поставить только первые, если я не ошибаюсь, 13 машин, остальные 113 должны быть в Индии произведены на мощностях индийского завода, по аналогии с Су-30, которые также из машинокомплекта собираются в Индии. И тот результат, что с момента подписания контракта уже три года прошло, а он еще не финализирован, говорит о том, что у сторон очень серьезные противоречия.
— История с "Мистралями" как-то повлияла на развитие ситуации?
— Нет, не думаю, потому что у них тупик идет уже два года как. А "Мистраль" — это тема относительно новая, ей полугода еще нет.
— С какими самолетами российского производства можно сравнить французские истребителей Rafale?
— Это аналог, наверное, истребителя МИГ-29, который у нас сейчас выпускается. Сейчас серийно выпускает истребитель МИГ-29 СНТ, МиГ-29К/КУБ корабельный вариант и разрабатывается вариант МИГ-29 М, М2, он же МИГ-35. Вот он, наверное, сопоставим с МИГ-35.
— Очевидно, на один из этих самолетов заменят Rafale?
— Нет, тут я думаю, о замене речи нет. То есть Индия несколько раз повторяла, что недавно была информация, что Индия может закупить дополнительную партию Су-30, но Су-30 — это тяжелый истребитель, другого класса. И я думаю, что Индия рано или поздно, может закупить Су-30, как некую замену, потому что у них будут выходить из эксплуатации истребители старого поколения 2 и нужно как-то заполнять эту освобождающуюся нишу. А видите, уже три года задержки. То есть очевидно, что первый самолет к ним поступит году так в 2017–2018.
Читайте также:
"Военные контракты Франции на грани срыва из-за США"
Владимир Дворкин: Замена украинских двигателей будет затратной
Ситуация с Ан-70: украинцев на место поставить надо, но проект перспективный - эксперт