Казахстан в четверг ограничил импорт некоторых российских нефтепродуктов из-за девальвации рубля. Насколько ощутимым будет казахстанское эмбарго для российских нефтяных компаний и только ли в девальвации рубля дело, корреспондент Bigness.Ru спросил у учредителя и эксперта по традиционным углеводородам World Energy Expert Group Риммы Субханкуловой.
- С чем может быть связано казахстанское эмбарго в отношении российских нефтепродуктов, если не с девальвацией? И не навредит ли экономическим отношениям стран этот временный запрет?
Объемы экспорта российских нефтепродуктов в Казахстан находились на уровне где-то 2 миллиона тонн в год. То есть в нефтяном эквиваленте, в общем-то это не большие объемы, однако это сделано не столько с целью просто туда что-то экспортировать, сколько с целью помогать содержанию нефтеперерабатывающего завода в Петропавловске. Соответственно, туда нефтепроводы казахские не доходят и, в общем-то, нефтеперерабатывающий завод действовал с помощью российского дизельного топлива, с помощью российского бензина и прочего. Это была такого рода помощь. Сейчас, как я понимаю, нефтегазовая отрасль Казахстана тоже претерпевает некоторые изменения, не кардинальные, но понятно, что все эти нефтеперерабатывающие заводы изнашиваются, некоторые комплектующие требуют замены.
Откуда берется этот период - 45 дней? Это небольшой период. Возможно, это связано с тем, что потребности непосредственно самого завода в закупке сейчас нет. То есть они решили попытаться обходиться собственными средствами на такой период. Но посмотрим, что из этого будет. Сложно говорить, стоит ли России закрывать на это глаза или не стоит. В принципе, мы понимаем хорошо, что Таможенный союз показывает свою не совсем дееспособность в нынешней экономической ситуации, в девальвации рубля и прочее. Но, конечно же, стоит надеяться на лучшее.
А зачем это делается? Да, мы понимаем, из-за девальвации наши продукты на внутреннем рынке Казахстана оказались более конкурентоспособными, то есть рубль по отношению к доллару упал на 40 с лишним процентов, настолько же подешевели российские товары в том же Казахстане. Мы говорим сейчас не только о нефтепродуктах, но о товарах в общем. Конечно, любая страна будет стремиться как-то этому препятствовать, то есть вводить какие-то ограничительные меры. Вот, собственно, что Казахстан и предпринял.
В принципе, нефтегазовый комплекс Казахстана находится в ниспадающем тренде. То есть добыча есть, у Казахстана есть неплохие договоренности с Китаем касательно экспорта сырой нефти, не вижу повода, чтобы были какие-то тенденции к такой локализации. Существуют в Казахстане и российские компании, которые занимаются там добычей нефти, то есть делятся своими какими-то технологиями и прочее. Но казахские компании имеют, конечно же, колоссальный опыт, как оффшорный, так и оншорный. Если посмотреть на статистику по потреблению нефти и нефтепродуктов в Казахстане, то она, собственно, как и в России, находится на одном уровне в течение последних нескольких лет. То есть потребление не растет. Соответственно, с ростом добычи растет доля экспорта. Но говорить о локализации, мне кажется, еще рановато. Скорее, Казахстан проводит такой эксперимент, пытается показать, что они не являются зависимой от России страной, несмотря на то, что они, в общем-то, входят в Таможенный союз.
Читайте также:
Мнение: Эмбарго Казахстана на импорт нефтепродуктов - это приглашение перерабатывать у них
Римма Субханкулова: Для саудитов $30 за баррель - приемлемая цена
Рустам Танкаев: Сланцевые компании США близки к разорению