Производство говядины в российских климатических условиях нередко связывают с такими трудностями, как дорогое содержание коровников в зимний период и нехватка корма. Однако руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциация Сергей Юшин рассказал Bigness.Ru, что все это - мифы и догадки людей, далеких от науки животноводства.
- Скептики заявляют, что Россия никогда не сможет обойтись без закупок импортной говядины, поскольку проигрывает странам - экспортерам говядины с точки зрения климата и кормовой базы. Вы разделяете это мнение?
- То, что Россия в ближайшие 10 лет не закроет свои потребности по говядине, это истина, которая известна всем и ничего в ней нового нет. Потому что, во-первых, это требует колоссальных инвестиций, структурной перестройки всей отрасли, которая сегодня практически основывается на производстве молока и, как следствие производства молока, производство говядины. Так как у нас почти 90 процентов идет именно от молочного шлейфа, от молочного стада. А там поголовье снижается, и каких-то перспектив на улучшение ситуации с поголовьем мы не видим. То единственное, что каким-то образом снижает негативные последствия кризиса, перманентного кризиса в молочной отрасли - это быстрое развитие направления мясного скотоводства.
Но, в любом случае, нужны инвестиции, исчисляемые миллиардами долларов, которые, конечно, в условиях текущей конъектуры невозможно привлечь. И, кроме того, требуются очень длительные временные периоды на то, чтобы восстановить маточное поголовье скота, затем уже наращивать и товар поголовья. Хочу напомнить, что после коллективизации, в рамках которой многие собственники скота его просто забивали и мы потеряли много поголовья, потребовалось 40 лет усилия Советского союза на то, чтобы восстановить поголовье крупного рогатого скота. Это не то, что можно производить быстро, это все-таки природные циклы, которые невозможно ускорить в отличие от других подотраслей мясного животноводства. Поэтому ничего здесь страшного нет, очень многие страны зависят от импорта, даже Америка, производя огромный объем крупного рогатого скота, завозит более миллиона тонн говядины ежегодно. Но, правда, экспортирует тоже более миллиона тонн.
Поэтому Россия имеет хорошие перспективы, по-прежнему, по развитию свиноводства, именно на это нужно так же направлять наши усилия. Но, что касается улучшения ситуации по производству говядины, то правительство очень много для этого делает. В рамках государственной программы 2009 года у нас работает подпрограмма "Мясное скотоводство", куда выделены существенные финансовые ресурсы, и мы уже видим результат. У нас поголовье мясного скота за последние годы выросло в 6 раз. Поэтому в молочной отрасли ситуация будет по-прежнему довольно-таки депрессивная, а в мясном скотоводстве, я думаю, по-прежнему, будут очень хорошие результаты. Что касается коровников, то их не отапливают.
- В чем главные проблемы с кормовой базой?
- Эта проблема существует и она связана с тем, что предприятия, которые занимаются разведением и откормом скота, не всегда должное внимание уделяют состоянию пастбищ, не занимаются их окультуриванием, не привлекают лучших экспертов для того, чтобы понять, какие травы лучше сеять на каких почвах. Конечно, это связано с тем, что у хозяйств, может быть, и финансовые затруднения есть. И поэтому каждый год мы читаем, что то в одном, то в другом, то в третьем регионе есть проблема с заготовкой кормов, особенно грубых точных кормов, сена, сенажа и так далее. Потому что перевозить его на большие расстояния, в отличие от того же зерна, совершенно нерентабельно, все это надо производить на месте. Но это технические вопросы, это не зависит от государства. Это вопрос того, как бизнес организует свою работу. К сожалению, у нас не хватает качественных, квалифицированных кадров, это проблема отрасли.
Читайте также:
Мнение: Говядину можно производить в России и при - 40°C
Альтернативы бразильской говядине просто нет - Юрий Ковалев
Сергей Юшин: Бразильская свинина для Камчатки дешевле нашей
Борис Гутник: Трудности с мясным сырьем мы ощутим в 2015 году