Министерство обороны России исключило российско-украинский военно-транспортный самолет Ан-70 из госпрограммы вооружения. По информации ведомства, Россия планирует подать иск к Киеву о взыскании средств, потраченных на проектирование воздушного судна. Решение министерства обороны Bigness.Ru обсудил с заместителем главного редактора журнала "Авиапанорама", генерал-майором и заслуженным военным летчиком РФ Владимиром Поповым.
— Есть ли аналоги в российской армии военного самолета Ан-70? Вы согласны с некоторыми экспертами, что необходимости в совместном с Украиной создании такого самолета не было?
— Я думаю, нет, что необходимость-то была. Сегодня политические мотивы, конечно, сработали, в первую очередь. И очень жаль, я считаю, что мы не получим АН-70, который столько раз уже показывали на разных выставках, и считаем, что он действительно достойная машина. Аналога пока сегодня нет у нас, эта турбовинтовая машина на сегодняшний день была самой экономичной по предварительным испытаниям, необходимая для различных армейский структур. Имеется большой спектр использования именно ее, в экономическом плане она очень выгодна, в тактике ее использования много плюсов было, потому что разрабатывали мы ее совместно. Нельзя сказать, что это полностью продукт антоновской фирмы. Здесь "туполевцы" работали, "илюшинцы" давали свои предложения и, в общем-то, первоначально тактико-технические данные давались именно российскими военно-воздушными силами. Поэтому там лежит основа-то российская. Машина нужна, конечно.
— Россия заплатила 2,95 миллиардов рублей за проведение совместных работ по этому проекту, юридически есть ли возможность вернуть эти деньги?
— Частично можно провести судебные какие-то мероприятия арбитража, но по факту, ведь часть денег была использована совместно по наработкам. Я не могу сказать однозначно касательно юридической стороны международных вопросов, таких договорных обязательств. Но, по-человечески, с минимальными экономическими знаниями и опытом работы в договорных вопросах, скажу, что часть денег, которая была перечислена, использована была по назначению.
Следовательно, мы можем претендовать, в конечном счете, только на какую-то детальную компенсацию, но не на всю сумму возврата, как положено или как бы хотелось некоторым из наших представителей. Думаю, честно будет поступать по-братски, а по документам только частичная компенсация может быть в этом случае. Потому что можно было бы согласиться сейчас, чтобы производство шло дальше. Какие бы проблемы политические не были, зачем затрагивать экономические отношения? Получить надо, по крайней мере, первую партию этих самолетов, пусть небольшую, и эксплуатировать ее. А дальше видно будет. Где гарантия, что мы не вернемся к этому проекту через, грубо говоря, 5 лет?
Потому что самолет-то нормальный, его можно брать. А мы сейчас потратим большие деньги на создание какого-то аналога у себя здесь, у нас потенциал конструкторский, технический, технологический очень большой. Мы способны на сегодняшний день самостоятельно разработать любую модель и космического аппарата, и самолета. В любом задании.
Но, на мой взгляд, решение минобороны достаточно некорректное. Конечно, мы понимаем, что поведение наших братьев не совсем адекватное, их надо ставить на место. Может быть, надо было чуть-чуть еще подождать, хотя бы до июня-месяца, посмотреть, чем это все закончится у них, продолжать работу спустя рукава пока. А там, может быть, все бы утряслось. Самолет очень хороший, у него, конечно, потенциал большой, его дорабатывать можно и дорабатывать. Производить его в Омске надо было, в производстве "Полет", так он был бы востребован не только в России и на Украине. Казахстан бы его взял, все страны СНГ и Белоруссия, я думаю, и многие зарубежные государства. И Индия была с этим заводом в нормальных отношениях, можно было бы ей предложить. Хотя мы с Индией тоже делаем свой проект транспортного самолета.
Европейцы позже нас начали делать аналог этого самолета, и он уже у них летает, вот-вот будет массовое производство, а мы все еще дебатируем создание. Есть у нас несколько образцов, летает для испытаний и для сертификации, и так далее. Малая серия вышла. Хотя начали работать и получили первые результаты по этому самолету, наверное, уже лет 10 назад. Поэтому жалко бросать на полпути.
Читайте также:
Украинский Ан-70 проигрывает российскому Ил-76 по всем фронтам - эксперт
Надо развивать дагастанские оборонные заводы - депутат Госдумы
Владимир Климанов: У России должны появиться новые партнеры по ВПК