Сотрудничество России и Украины по военному самолету АН-70 прекращено. Как сообщил источник в минобороны РФ, Россия будет ставить вопрос о возврате вложенной в проект денежных средств, составивших 70 процентов. Велика ли потеря для российской армии, Bigness.Ru рассказал старший научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований Российского института стратегических исследований (РИСИ) Игорь Николайчук.
- Какие аналоги самолета АН-70 есть в распоряжении российской армии? И чем было обосновано создание самолета совместно с Украиной - только ли политическими мотивами, или в машине была необходимость?
- Я думаю, что какие-то модификации существующей старой доброй лошадки ИЛ-76, который чуть ли не 30 лет уже является базовым транспортным самолетом для российской и советской еще армии, продолжает выпускаться и успешно эксплуатируется. Несколько отступая от темы, скажу, что самолет ИЛ-76 удивительно прост в эксплуатации и является буквально любимцем аэродромных команд и техников. Поэтому давайте прямо говорить, что особой нужды в создании АН-70 не было.
Безусловно, АН-70 создавался на новой конструкторской базе, да и, наверное, технологической. Самое главное, у него сверхэкономичные турбовинтовые двигатели очень оригинальной схемы с противовращающимися короткими пропеллерами. И разработка этих двигателей, их доводка и ввод в эксплуатацию была бы, конечно, и явилась в определенной степени прорывом. Потому что до этого таких двигателей на территории СНГ не производилось. Сам самолет АН-70, если посмотреть, достаточно тривиальная машина. Разумеется, она давала какие-то преимущества для транспортных операций российской армии. Безусловно, все просчитывалось. И предполагалось, что мобильность российской армии с помощью этого самолета удастся существенно повысить.
Но есть один маленький нюанс. Я не знаю, согласятся ли со мной мои коллеги, но в последние годы, как показывает опыт, переброска больших масс техники куда-то на многие тысячи километров, не говоря уже о переброске большого числа военнослужащих-десантников или даже просто подразделений, не осуществляется. Все решается достаточно маленькими подразделениями.
Уже несколько лет, лет 13-15, как США перешли на бригадный уровень формирования построения своих вооруженных сил. И за это время, несмотря на огромное количество конфликтов, в которых участвуют американские военнослужащие, бригада полностью не выезжала никуда ни на самолете, ни даже на наземном транспорте. Сформировались какие-то небольшие группы быстрого реагирования из подразделений бригад - оперативные группы, которые купировали ситуацию в том же Афганистане, в тех же попытках сейчас локализовать борьбу боевиков ИГИЛ и так далее. Поэтому большие транспортные самолеты, способные перекинуть на значительное расстояние тяжелое вооружение и большие массы войск, даже и десантников - это уже и не очень актуально. Поэтому сейчас, я думаю, большого ущерба нашей обороноспособности отказ от этого самолета не нанесет. Но, с другой стороны, безусловно, это хороший самолет на новом уровне техники и его появление, оснащение нашей армии такими самолетами было бы желательно, раз все это дело доведено до фактически серийного производства.
- Россия заплатила 2,95 миллиардов рублей за проведение совместных с Украиной работ по этому проекту, юридически есть ли возможность вернуть эти деньги?
- Юридически, конечно, есть возможность вернуть эти деньги, потому что по инициативе украинской стороны свернуто военно-техническое сотрудничество в данной области. Но в этой ситуации откуда у Украины такие деньги? И, даже если бы они были, все бы потонуло в потоке взаимных обвинений и политического характера, и популистского толка. И вряд ли, как говорят юристы, этот иск имел бы судебную перспективу.
Читайте также:
Надо развивать дагастанские оборонные заводы - депутат Госдумы
"Украину могут заставить разорвать связь с РФ по оборонке"
Олег Мухин: Единое управление космонавтикой - правильное решение
Леонид Ивашов: Надо использовать ситуацию и отказаться от "Мистралей"