Японский автопроизводитель Mazda в ближайшем времени намерен резко сократить импорт машин в Россию и повысить на них цены. Дилеры сообщают, что поставки автомобилей в Россию могут стать штучными, поскольку компания переходит на поставки под заказ. Однако на машины российской сборки это правило не распространяется.
Как напоминают Ведомости, в России Mazda совместно с «Соллерсом» собирают модели Mazda-6 и Mazda СХ-5. Окончательного решения еще не принято, но планируется, что производитель может увеличить цены на самую популярную в России импортную модель - Mazda-3, которая составляет 28% всех российских продаж автопроизводителя. Если раньше Mazda-3 стоила 821 тысяча-1,12 млн рублей, а Mazda-6 - 1,06-1,37 млн рублей, то теперь они практически сравняются в цене.
По словам дилеров, автоконцерн меняет схему поставок с целью снижения рисков курсовых разниц и оптимизации расходов. При этом собеседники газеты также уверены, что в результате продажи импортируемых моделей Mazda «упадут в разы». Одновременно может возрасти спрос на автомобили, собранные внутри страны.
Издание отмечает, что еще две недели назад Mazda обсуждала два варианта действий в условиях падения рубля: или повысить цены на «тройку» соразмерно росту курса валют, или создать искусственный дефицит на рынке, рассказывает один из дилеров марки. Вторая стратегия предполагала, что Mazda собирает заявки от дилеров, но автомобилей ввозит меньше, чем требуется, чтобы быть уверенной, что эти автомобили будут проданы по рекомендованной цене, без демпинга. В таком случае рост цен был бы незначительным, добавляет собеседник «Ведомостей»
Mazda не первая компания, которая пытается поменять устоявшиеся схемы работы. В прошлом году на фоне девальвации рубля большинство производителей повысило цены на новые автомобили. О повышении стоимости машин объявили Toyota (на 20%) и Honda (на 25%). BMW объявил о повышении с 1 декабря цен на весь модельный ряд в среднем на 10%. Под конец 2014 года на 5% подорожали автомобили Lexus.
Компания Renault изменила стоимость самых популярных моделей: Logan, Sandero и Duster подорожали на 10-13 тыс. руб. 30 января GM-АвтоВАЗ объявил о повышении розничных цен на автомобили Chevrolet Niva с 1 февраля на 20-23 тыс. руб. Средняя цена нового автомобиля в 2014 году выросла на 10% - примерно до 1 млн руб., пояснил РБК директор «Автостата» Сергей Целиков. По оценке исполнительного директора российского дилера «Рольф» Виталия Павловского, в январе падение продаж автомобилей в России могло составить более 30%.
При этом у Mazda наблюдался даже некоторый рост продаж. Старший менеджер автомобильной практики PwС Сергей Литвиненко рассказал Forbes, что в 2014 году Mazda сдерживала рост цен на автомобили, что в целом позволило ей увеличить продажи в России.
По информации комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), Mazda вошла в число немногих автоконцернов, бизнес которых в России в прошлом году вырос: продажи прибавили 17% (до 50 716 автомобилей), хотя в целом рынок сократился на 10,3%.
В России совместное предприятие «Мазда Соллерс» собрало за год 33 450 автомобилей, уточнил представитель «Соллерса». Получается, что из-за границы Mazda ввезла в страну за год около 17 200 автомобилей. Теперь этот процесс может максимально усложниться, так как рынок сейчас ищет адекватную цену, которая позволила бы автоконцернам и дилерам сохранить хотя бы минимальную рентабельность и оставалась бы доступной для покупателя. Эксперты считают, что Mazda относится к российскому рынку серьезно и настроена на долгосрочное присутствие в России.