В "Газпроме" заявили, что генподрядчика в проекте "Сила Сибири" не будет, поскольку главные претенденты в генпорядчики, "Стройгазмонтаж" и ЗАО "Стройтрансгаз", находятся под санкциями. А разделение проекта на много мелких лотов поможет минимизировать риски. На вопросы по реализации проекта "Сила Сибири" Bigness.Ru ответил заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
- Как поможет отказ от генподрядчиков в реализации проекта "Сила Сибири"?
Действительно, если компании находятся под санкциями, то неосмотрительно было бы включать их, по крайней мере, открыто в такой важный для экономики нашей страны проект, как "Сила Сибири". А это без сомнения, наверное, самый важный за последние 25 лет проект, который реализуется в нашей стране. Надо заметить, что у нас действует некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация Объединение
строителей газового и нефтяного комплексов" - ОСГИНК. Это некая структура, которая объединяет в себе наиболее заслуженных строителей, занимающихся нефтегазовыми проектами, так или иначе связанных с "Газпромом" в различных своих проектах, различных областях, начиная от нормативно-правовой части, заканчивая непосредственно строительством. То есть разработкой различных стандартов и прочее. Я так думаю, что эта организация будет задействована в реализации проекта. По крайней мере, неким образом ее члены. Я упоминаю эту структуру, потому что она позволяет оперативно отбирать достаточно толковых, компетентных и профессиональных строителей, занимающихся нефтегазовыми проектами. И, кроме всего прочего, это структура, которая занимается самоуправлением в рамках крупных проектов. То есть особой сложности с поиском подрядных организаций здесь возникнуть не должно.
Кроме того, частично структуры самого "Газпрома" будут задействованы в реализации этого проекта, например, при поставке различного оборудования, а также рабочих жидкостей, тех же масел. Это, как я понимаю, будет все собственное газпромовское производство, но здесь я могу ошибаться. А тот факт, что эти компании открыто не привлекают к этому проекту в качестве генподрядчика, то в данном случае это вполне разумный шаг, который чисто юридически должен обезопасить проект, а с практической стороны никак не должен влиять на реализацию проекта.
- Какие компании могут претендовать на лоты проекта "Сила Сибири"?
Я так подозреваю, что разные участки будут строить просто разные компании. Их очень много, они достаточно профессиональные, все они работали на Бованенковском проекте, на "Северном Потоке", и на прочих крупных проектах, которые реализовывались в последнее время. Я думаю, мы можем просто посмотреть список компаний, которые работали на том же "Южном коридоре", это часть несостоявшегося "Южного потока", которая шла по территории России до побережья Черного моря. Большинство из этих подрядных организаций будет участвовать. То есть там какой-то, условно говоря, ТКС-холдинг. Думаю, что строительные организации тех же компаний, которые мы не будем сейчас называть, потому что они под санкциями, будут так или иначе участвовать в этом проекте, просто с практической точки зрения, как подрядные организации. Суммируем компании, которые сотрудничали с Газпромом при реализации крупнейших проектов последних лет: Бованенково-Ухта, Ухта-Торжок, "Южный коридор", и получаем компании, которые, скорее всего, будут участвовать и в строительстве "Силы Сибири", потому что они зарекомендовали себя, как достаточно профессиональные компании, реализующие в срок и качественно строящие.
Надо понимать, что там, кроме укладчиков, присутствует такая вещь, как сварка, как неразрушающий контроль, как поставка уже выше упомянутых рабочих жидкостей, и прочее-прочее. То есть это компании, которые занимаются разными областями. И, кроме того, как правило, компрессорные станции, и так далее. А для компрессорных станций, это очевидно, будут наши крупнейшие производители поставлять газоперекачивающие агрегаты.
Читайте также:
Сергей Правосудов: Газовый кризис вполне реален
В Китай газ будет поставляться с тех же месторождений, что и в Европу
Алексей Белогорьев: Турция сложный партнер и для ЕС, и для России
Александр Перов: "Газпром" даст Турции козырь на рынке газа
Павел Безруких: "Газпром" должен оставаться единственным экспортером газа