Правительство Камчатского края сообщило, что говядина и свинина из Бразилии занимают почти 40% регионального рынка, тогда как этих же видов мяса российского производства на Камчатке всего 15 и 11 процентов соответственно. В чем причина такого малого количества российского продукта, Bigness.Ru узнал у руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина.
- Почему свинина и говядина российского производства занимает всего 11 и 15 процентов соответственно на региональном рынке Камчатского края?
На Камчатке нерационально заниматься производством говядины и свинины, никто же на Северном полюсе не производит свинину и говядину. Это вопрос логистики. Бразилия находится от Камчатки всего лишь через океан. На корабль поставили контейнер, и он пришел на Камчатку. А чтобы из Белгородской области довезти до Камчатки, тут у нас проблемы. Где у нас с вами дороги в стране, чтобы до Камчатки довезти? Получается, с точки зрения логистики у нас самый близкий регион к Камчатке, где еще что-то производится, это Дальний Восток. Но там своим не хватает. Несмотря на то, что на Дальнем Востоке есть и земля, и можно было бы заниматься производством зерна и сои для кормов, и можно было бы строить свинокомплексы, в принципе, инвестиции идут в очень ограниченном объеме в эту отрасль по причине очень долгой окупаемости. И, к сожалению, в Дальневосточном федеральном округе это направление практически не развивалось, в отличие от Центрального федерального, от Южного и частично от Северо-западного округов. Поэтому получается, что весь Дальний Восток очень импортозависим. Потому что везти даже на Дальний Восток, не говоря уже о Камчатке, чрезвычайно трудно из-за качества дорог, даже за Уралом.
Наш президент как-то не ездил по дороге Чита-Хабаровск, но говорят, что она там снова уже разбита вся. То есть такие поставки - это очень долго, очень дорого и, вероятно, небезопасно. А морской путь наиболее легкий и недорогой. Соответственно, нам, чтобы на Камчатку отвезти, надо либо сначала отправить наше российское мясо из основных регионов производства (предположим, это европейская часть) куда-нибудь в Мурманск или Архангельск, а оттуда Северным морским путем, через Черное море, Средиземное, через Суэцкий канал в Индийский океан, соответствующие проливы, Юго-восточную Азию... Вы понимаете, что это такое? Ничего страшного в этом нет, мясо есть мясо, не в каждый регион довезешь.
Но, кстати, сейчас произошла очень серьезная девальвация и импортное мясо стало реально более дорогим, чем российское. И хабаровчане уже подсчитали, что им выгоднее покупать свинину в Белгородской области или даже в Санкт-Петербурге покупать бразильскую или китайскую свинину, чем везти из Китая китайскую. Там тоже очень сложная логистика с учетом тех пунктов пропуска, которые определены соответствующим нормативным документом. Поэтому чудес не бывает. У нас в России доля импортной свинины уже относительно невысокая.
Чем был знаменит прошлый год? Сначала африканская чума свиней убрала с рынка европейских производителей, потому что мы не поставляли в течение всего года свинину из Европы по ветеринарным причинам. А затем эмбарго. Соответственно, конечно, российской свинины стало больше по отношению к импортной. Раньше, в 2013 году, было импортной 26-27 процентов, но по прошлому году, я думаю, что не более 20 процентов, может быть и меньше. Но повторяю, тут вопрос логистики. У нас и Сибирский федеральный округ тоже пока не самообеспечивается по этим видам мяса, а там есть крупный мясокомбинат, который также закупается центральным федеральным мясом. Бизнесмены же не будут делать то, что им невыгодно.
Сейчас мне думается, что с таким курсом доллара, который мы имеем, каким-то образом компенсируется разница в цене между бразильской свининой или российской. То есть курс компенсирует логистические издержки. Но, чтобы понять, надо время в пути рассчитать. Бразильскую должны везти через Панамский канал. На самом деле, там тоже все сложно. Когда я говорю, что более легкая логистика - это тоже не совсем правильно. Конечно, корабли редко идут на Камчатку прямиком, чаще они идут через Восточную Азию, перегружаются на более мелкие, фидерные и так далее. А ведь из европейской части, которая у нас основной производитель свинины и говядины, очень накладно везти. По говядине вообще в среднем по стране мы на 40 процентов от импорта зависим.
А можно ли наладить производство или поставки отечественного мяса на Камчатку?
А как наладить? Я думаю, что по-прежнему логистика будет очень сложной, этот регион никогда не отличался легкой логистикой. Надо все делать экономически целесообразно. У нас один из крупных производителей сейчас планирует крупные свиноводческие проекты на Дальнем Востоке, в Приморском крае. Но сегодня, конечно же, есть определенные риски, связанные с девальвацией. Потому что сегодня стоимость проектов резко выросла и есть проблемы со стоимостью кредитов. Но все же проекты такие есть. Если вдруг найдутся механизмы для реализации тех проектов, которые на Дальнем Востоке задуманы инвесторами из Центрального федерального округа, то в этом случае абсолютно четко я понимаю, что Камчатка будет снабжаться с Дальнего Востока. Потому что оттуда намного ближе, чем из Бразилии или откуда-то еще. Поэтому часть наших инвесторов, которые задумываются об инвестициях на Дальнем Востоке, конечно, понимают, что рынок для них там открыт. Импортозависимость региона очень высокая, производства как такового нет, а рынки сбыта не ограничиваются территорией российского Дальнего Востока, потому что под боком такой крупный потребитель и импортер свинины, как Китай, тут же находится Южная Корея, Филиппины, Япония. И, соответственно, если у нас с ветеринарией, с болезнями животных будет все в порядке, то перспективы сбыта для производителей в этом регионе, конечно, очень хорошие. При том, что конкуренция там ограничена.
Читайте также:
Рынок Камчатки занят мясом из Бразилии
Борис Гутник: Трудности с мясным сырьем мы ощутим в 2015 году
Василий Комлацкий: Мясной отрасли нужны мелкие фермеры
Игорь Черных: Сельское хозяйство съедает коррупция
Марина Петрухина: Дефицит поможет нарастить производство мяса