Владимир Путин поддержал предложение Дмитрия Медведева создать госкорпорацию на базе Роскосмоса и Объединенной ракетно-космической корпорации. Еосмическую госкорпорацию возглавит директор ОРКК Игорь Комаров. О плюсах и минусах монополизма в космонавтике рассуждает главный научный сотрудник Института космических исследований РАН Олег Вайсберг.
- Путем создания госкорпорации правительство надеется свести на нет конфликт между Роскосмосом и ОРКК, мешавший развитию отрасли. Как Вы считаете, поможет ли создание единой госкорпорации решить проблемы российской космонавтики?
Я не знаю деталей конфликта, хотя наслышан о том, что не было полного согласия. Поэтому, конечно, приняты меры к тому, чтобы противоречия не играли роль в развитии космической отрасли. Безусловно, это положительное движение или, по крайней мере, положительное намерение. Но поможет ли это реально решить проблемы, будет видно, в зависимости от того, как будет работать руководство, насколько будет налажено взаимодействие между российскими фирмами, разделение труда. Ведь всегда есть некоторая угроза в том, что возникает монополизм.
Поэтому, в принципе, конкуренция способствует тому, чтобы отрасль развивалась. В данном случае, как мне кажется, конкуренции не будет, но если будет очень солидное руководство, будет финансирование и будут приняты усилия к тому, чтобы уменьшить влияние негативных факторов, наверное, можно ожидать какого-то позитивного движения.
- Откуда должно идти финансирование космических проектов?
Космическая отрасль объединяет множество совершенно различных отраслей: народного хозяйства, науки и техники. Все они объединяются тем, что ракетоноситель выводит космические аппараты в Космос. Но космические аппараты бывают различные. Народохозяйственное назначение - это целая отрасль, цель которой наладить связь, навигацию для тех отраслей, которые дают прямой вклад в народное хозяйство и приносят прибыль. Поэтому, конечно, финансирование направлений, которые имеют тактическую ценность, должно вестись соответствующими министерствами и агентствами.
Военная деятельность финансируется государством. А научные исследования хоть и не приносят прямой выгоды народному хозяйству, но необходимы, чтобы страна двигалась вперед. Поэтому это тоже должно финансировать государство. Но проблема состоит в том, что сегодня не очень хорошо поставлена процедура финансирования и заказа научных объектов, потому что обычно космические фирмы, по крайней мере, те, которые я знаю, получают деньги и сами себе заказывают работу. То есть реальный контроль за выполнением научных космических проектов практически неэффективен. Заказывать должна или наука, или академия наук, или другие научные ведомства.
Конечно, роль государства здесь исключительно велика. Но, скажем, в некоторых государствах, в США в частности, хорошо развивается и частная космическая деятельность, которая позволяет иногда минимизировать расходы. Монополизм хорош в отдельных вещах, но не во всем, поэтому нужен очень гибкий подход к этому делу.
Читайте также:
Роскосмос не отдаст бесплатно Украине двигатель ракеты "Зенит"
Олег Мухин: Единое управление космонавтикой - правильное решение