Российские нефтяные компании, такие как "Сургутнефтегаз", "Роснефть", "Лукойл" и другие готовятся к цене нефти ниже 40 долларов за беррель. Нефтяники пересматривают инвестиционные программы, проводят стресс-тест по работе в новых ценовых условиях, а также переходят на помесячное планирование текущей деятельности. Глава "Лукойла", в свою очередь, уже спрогнозировал понижение нефтяных цен до 25 долларов за баррель.
Какие трудности ждут российскую экономику и как долго сохранятся низкие цены на нефть, Bigness.Ru узнал у генерального директора "Инфотэк-терминал" и ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников Рустама Танкаева:
- Принципиальным для нашей нефтяной экономики является цена в 40 долларов за баррель, уравнение для расчета налога на добычу полезных ископаемых и таможенной пошлины, они, как известно, каждый месяц пересчитываются в зависимости от цен на нефть на мировом рынке. Так вот, эти уравнения рассчитаны на то, что изымается сверхприбыль, которая получается при цене свыше 40 долларов за баррель. То есть если цена на нефть выше 40 долларов за баррель, то сами нефтяные компании от экспорта получают одну и ту же прибыль, независимо, какая цена. Если цена ниже, то, соответственно, они начинают уже страдать, бюджет не получает практически ничего, а они получают сниженную прибыль. Поэтому и ввелись стресс-тесты именно на 40 долларов за баррель, потому что это пограничная цена, заложенная в нашей системе налогообложения.
Что касается цены более низкой, то, что сказал Вагит Юсуфович Алекперов - это, на самом деле, отражение изменения процессов на нефтяном рынке. До Нового года главными показателями, которые влияли на нефтяной рынок, были, во-первых, политические причины, которые удерживали Соединенные Штаты от регулирования нефтяного рынка. Я имею в виду стремление наказать Россию за украинский кризис. И второй важнейшей причиной было, безусловно, стремлении Саудовской Аравии, ОАЭ и Кувейта вернуть себе долю американского рынка, которую они потеряли из-за сланцевой революции. Как известно, себестоимость добычи сланцевой нефти такова, что при ценах ниже 80 долларов за баррель у сланцевых компаний начинают возникать проблемы, а при цене той, которая установилась сейчас, они просто все без исключения убыточны. Они какое-то время могут просуществовать, но постепенно перестают свою деятельность вести, потому что работают просто в убыток и покрывают эти убытки засчет кредитования в надежде на то, что цены поднимутся и они смогут восстановить свои экономические показатели. Таким образом, действовали вот эти два основные фактора.
Читайте также: Рустам Танкаев: Сланцевые компании США близки к разорению
После Нового года цены опустились так значительно, что стало очевидно, что эти цены уже не выгодны никому - ни США, ни Саудовской Аравии. И речь идет уже не о каких-то политических факторах или ценовых войнах, речь идет, по всей видимости, о крупномасштабной спекуляции, которая, вообще говоря, сопровождает любые экономические кризисы на мировом рынке. Такая же спекуляция была и в 1998 году, когда, как известно, был кризис, и в 2008, в 2009 году тоже была масштабная спекуляция.
Смысл такой спекуляции состоит в том, что крупные спекулянты при помощи манипуляции психологическими факторами, которые влияют на рынок краткосрочно, снижают цены до предела, скупают как физический товар, так и контракты на поставку нефти. И в тот момент, когда они полностью реализуют программы закупки, они начинают работать на повышение цен на нефть на мировом рынке. И вот это повышение позволяет им в конечном итоге продать и фьючерсные контракты, и физические товары по ценам намного выше, бывает, что и в два раза выше, чем те цены, по которым они покупали этот товар. Сейчас мы видим, что идет скупка последних объемов нефти, которые можно залить. Коммерческие запасы и государственные резервы нефтяные, которые есть во всех основных странах мира, заполнены уже под завязку, то есть дешевую нефть купили до предела. Сейчас идет заполнение танкеров и, по сведениям греческих операторов, общих объем, который можно залить в свободные танкеры, составляет порядка 10 миллионов тонн нефти. После того, как этот процесс завершится, фактически дальше спекулянтам нет смысла держать рынок физического товара, потому что дальше никаких прибылей не ожидается, ожидаются одни убытки от того, что нужно оплачивать фрахт танкеров, оплачивать хранение нефти в хранилищах и так далее. То есть в настоящее время идет разворот цен и, по всей видимости, они будут стремиться к тому, чтобы уже повышать цены на нефть для того, чтобы на пике реализовать накопленные фьючерсы и накопленную нефть.
Вот такая ситуация на рынке сейчас, поэтому, собственно, Вагит Юсуфович и сказал, что цены могут быть даже и 25 долларов, потому что эти цены никак не связаны с фундаментальными факторами существования нефтяного рынка, это чистой воды спекуляция. А спекулянт - он и есть спекулянт, он может добиться любой цены, но, конечно, в тех пределах, насколько он владеет механизмами воздействия на умы людей, которые занимаются торговлей на нефтяном рынке.
Читайте также: "Саудиты добиваются сокращения добычи сланцевой нефти"
Андрей Листовский: Традиционная нефть уходит все дальше в море
Римма Субханкулова: Для саудитов $30 за баррель - приемлемая цена
Антон Шабанов: Нефтяные компании должны готовиться к худшему
Сергей Агибалов: В ближайшие полгода рынок нефти может восстановиться