Глава "Газпрома" Алексей Миллер объявил о новой стратегии газового гиганта, предусматривающей поставки всего объема газа в Европу через трубопровод по территории Турции. Свое мнение о "Турецком потоке" в интервью Bigness.Ru высказал руководитель Экспертно-аналитическое управление по ТЭК Института энергетической стратегии Алексей Белогорьев.
- Достаточно ли надежный партнер для России Турция, нет ли опасности срыва контрактов в случае непредвиденных обстоятельств на турецкой территории?
Это, безусловно, не лучшее решение из возможных. Турция ничуть не более надежный в перспективе транзитер, чем Украина. И вообще, цель все последние годы состояла в том, чтобы избавиться от транзитных стран за счет "Северного потока", "Южного потока", а не зависеть от таких стран, как Турция. Сейчас у нас с Турцией хорошие политические отношения, но не очевидно, что они такими же останутся в последствие. Кроме того, у Турции достаточно сложные отношения с ЕС и тоже совершенно неочевидно, что эти отношения будут сохраняться на том же уровне, что и сейчас. Кроме того, Турция очень сложный переговорщик, гораздо более сложный, чем Украина. На Турцию особенно нет у нас давления, что опять же очень сильно отличается от российско-украинских отношений. И Турция пока известна была очень жесткими переговорными позициями с Азербайджаном, с Ираном, в общем-то, и с Россией тоже.
Тот многолетний опыт общения, который у нас есть, почти уже 20 лет переговорный процесс с Турцией идет по разным газовым вопросам, в целом, довольно не радостную обрисовывает ситуацию с дальнейшей судьбой так называемого "Турецкого потока". Поэтому это точно не лучший вариант. Более того, Евросоюз и его отдельные страны пока не проявили никакого желания строительства подводной какой-то структуры к тому хабу, который планировали Газпром с Турцией, Грецией. И понятно, что Газпром хочет вынудить европейцев строить за свой счет эту государственную структуру в наказание за то, что они отказались от "Южного потока". Это подрывает, конечно, конкурентные позиции Газпрома, поскольку очевидно, что хотя бы часть тех контрактов, которые сейчас есть у Газпрома, уйдет к другим поставщикам, которые предложат более интересные условия, менее затратные, чем строительство дополнительных структур до границы с Турцией.
- Правильно ли вести трубу до греческой границы, учитывая, что пребывание страны в еврозоне на данный момент достаточно шатко?
Греция гораздо более удобный партнер для нас, чем Болгария или Румыния, традиционно отношения гораздо лучше и вряд ли они сильно испортятся. Но Греция ничуть не менее зависима, чем Болгария или Румыния от Еврокомиссии, учитывая ее общеэкономическое положение. Поэтому, хотя они там более лояльны по разным причинам, но они так же будут действовать по указаниям Евросоюза, просто потому, что они не способны проводить самостоятельную энергетическую политику. То есть здесь мы меняем, если говорить грубо, шило на мыло. В любом случае, все упирается в Турцию. Все-таки самый большой риск заложен в транзите газа через Турцию, которая, действительно, является очень-очень сложным партнером и для ЕС, и для России.
Читайте также:
"Удорожание газопровода при строительстве - не феномен"
Александр Перов: "Газпром" даст Турции козырь на рынке газа
"Холодная зима вернет "Южный поток" на стол переговоров"
Юрий Липатов: Германия не поддерживает создание энергосоюза ЕС
Павел Безруких: "Газпром" должен оставаться единственным экспортером газа
"У ЕС много возможностей надавить на Турцию по газовому вопросу"