Министерство обороны России планирует поднять в правительстве вопрос о парировании рисков, связанных с ценовой разницей из-за изменения курса рубля. По словам заместителя министра обороны России Юрия Борисова закупка импортных комплектующих на 2015, 2016, 2017 годы планировалась по курсу лета 2014 года. Bigness.Ru узнал мнение по этому вопросу у руководителя Центра военного прогнозирования, кандидата военных наук Анатолия Цыганка.
- Велика ли, по вашему мнению, угроза невыполнения отдельных гособоронзаказов?
В свое время я говорил о том, что 4 оборонзаказа приказали долго жить, и, к сожалению, и этот оборонзаказ тоже прикажет долго жить. Я согласен, что кризис. Но дело заключается, может быть, даже не в этом. Когда министерство обороны требует полностью весь оборонзаказ, я думаю, что министерство обороны действует неверно. Предположим, у нас имеется 5 различных стволов, у нас имеется 5 различных ракет, у нас даже танкового вооружения 25 вариантов, не говоря про БТР. Поэтому единственный вариант получить то же самое оружие заключается в том, чтобы не сократить, а сделать количество вариантов меньше - унификация. Самое интересное, что НАТО, например, начали унификацию 25 лет назад. У них нет в танках стволов и так далее. Нужно учиться у Америки. Самое главное сейчас, если Россия хочет получить своевременно заказ, должна быть унификация.
- О каких импортных комплектующих идет речь? И как скоро их можно будет заменить отечественными деталями?
Если говорить об Украине, мы зависимы от импорта, потому что примерно одна четверть наших штатных ракет готовят специалисты "Южмаша". Но, кстати, эти ракеты в ближайшие 2-3 года будут заменены на "Сатану" и "Искандера". Вторая очень важная проблема, я думаю, пока она до сих пор еще не решена, хотя принято достаточно определенное решение, когда Россия заговорила об импортозамещении. Речь шла не о нынешней ситуации, мы начинали импортозамещение еще, пожалуй, с министром обороны Ивановым. Он первый начал импортозамещение. Мы зависели от Украины. Во всяком случае, от вертолетных двигателей. 90 процентов вертолетных двигателей мы получаем именно с Вертолетного завода, хотя, откровенно говоря, такие попытки есть, но я думаю, что самое сложное будет заменить подготовку именно вертолетных двигателей, которые строятся в Николаеве, двигатели корветов. На подготовку двигателей потребуется 3-4 года.
Читайте также:
Сергей Жигарев: Цены на сырье для оборонки привязаны к рублю
Заводы ВПК надо вернуть государству - Александр Тарнаев
Андрей Фролов: "Оборонке" не хватает рук, а не мозгов
Владимир Дворкин: Замена украинских двигателей будет затратной