Очередной виток гражданского конфликта в Ливии потрясывает мировой рынок нефти. Сегодня в связи с пожаром в ливийском нефтяном порту Эс-Сидере цены на черное золото подросли. О том, как события в Ливии влияют на нефтяные цены в краткосрочной и долгосрочной перспективах Bigness.Ru рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
- Нефть подорожала на фоне конфликта в Ливии, где в нефтяном порту Эс-Сидере горят несколько объектов. Как долго может продержать тенденция роста стоимости нефти?
Если мы говорим о краткосрочной перспективе, то здесь прогнозирование особо не имеет смысла, потому что на рынок очень сильно влияют множество факторов, притом именно тех, которые слабо прогнозируемы. Это различные новости, заявления, то есть мы говорим не только о факторах реальной действительности, неких событиях. Мы говорим не только о реальной себестоимости тех или иных продуктов, той или иной нефти, которую добывают в тех или иных регионах мира. Мы говорим еще о сильном медийном влиянии, о сильном влиянии различных заявлений различных деятелей. Если мы посмотрим заявления саудитов: "мы будем добывать даже при 20 долларах, и будем продавать при 20 долларах за баррель, нас это не напрягает" - мы увидим, что рынок определенным образом реагирует. Это ведь не факт объективной действительности, это просто заявление. Поэтому о краткосрочной перспективе говорить сейчас немножко бессмысленно. То есть, сколько продержится, вплоть до следующего громкого события, следующего громкого заявления, некоего медийного события, которое будет растиражировано и на которое неким образом отреагирует рынок. Если мы говорим о среднесрочной перспективе, то нефть будет дорожать, потому что, объективных факторов для ее удешевления нет. Тут нужно понимать, что далеко не про всю нефть мы говорим, часть нефти будет просто выбита с рынка. Она будет выжата из-за того, что себестоимость ее добычи очень высокая. Мы говорим о сланцевой нефти в США, о нефти, которая
добывается в Канаде, о таких трудноизвлекаемых продуктах.
- Существенное ли влияние оказывают на стоимость нефти перебои с ее поставками из охваченной гражданской войной Ливии?
Ливия, конечно, заметный игрок, но не из числа крупнейших. Конечно, выбывание Ливии после определенных событий из числа стран, торгующих нефтью в значительных, заметных объемах, привело к определенным процессам на рынке. То есть нефть начала дорожать, потому что просто предложение снизилось. Сейчас Ливия опять может рухнуть в гражданский конфликт, а он там не затухает, просто мы видим определенные яркие всплески этого конфликта. Этот конфликт будет продолжаться и продолжаться до тех пор, пока там не появится новый Каддафи - человек, способный объединить или неким образом устаканить положение между враждующими сторонами. И если конфликт сейчас вспыхнет с новой силой, если это ударит по добыче нефти, то, разумеется, рынок отреагирует повышением цен.
Но объективного, заметного, мгновенного влияния на рынок, это может и не окажет. Не те объемы будут выбиты, чтобы действительно скорректировать баланс между спросом и предложением. Но это будет достаточно значимое событие для того, чтобы рынок отреагировал в сторону повышения цены. Точно такие же события могут произойти, если сейчас исламское государство вдруг, неожиданно (это действительно будет очень неожиданно, потому что не для того их запускали), если они вдруг сделают пару шажков в сторону Саудовской Аравии. Последние события, кстати, в том регионе, говорят о том, что теоретически такая возможность есть, или, по крайней мере, эта группировка, или это псевдогосударственное образование может начать играть некую самостоятельную роль в этом конфликте. А для этого им надо будет давить сразу на два центра - и в сторону Сирии, и в сторону Саудовской Аравии. То есть, в сторону наиболее значимых союзников США в арабском мире, просто для того, чтобы лидеров этой группировки в конечном итоге не постигла учесть того же Бен Ладена, чтобы они сами стали величиной значимой. Потому что сейчас они играют, скорее, на мой взгляд, полупассивную роль. Да, они атакуют, что-то захватывают, но это они реализуют не свои самостоятельные планы. Это такие события, которые будут происходить или происходят уже в регионе, которые без сомнения будут оказывать влияние на нефтяные котировки, на цену барреля. Это мы говорим о краткосрочном влиянии.
А есть долгосрочное влияние. Сейчас, или в некой перспективе, начнется выбывание наиболее сложных и наименее защищенных нефтяных проектов, и постепенно производство нефти и ее потребление придут к некому балансу, и цена нефти начнет расти. На мой взгляд, она должна вырасти до 85-95 долларов.
Читайте также:
Римма Субханкулова: Конфликт в Ливии поднял цены на нефть ненадолго
Цены на нефть начали расти из-за активности боевиков в Ливии
"Экономика стабильна, когда цена за литр бензина равна доллару"
Антон Шабанов: Налоговый маневр поднимет цену бензина на 5%
Андрей Листовский: Традиционная нефть уходит все дальше в море
Геннадий Шмаль: В России добывать сланцевую нефть безопаснее, чем в США
Андрей Крутов: Индийский капитал будут привлекать в арктические проекты