Прогноз по ценам на бензин на 2015 год специально для Bigness.Ru дал руководитель аналитического управления Фонд национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
- Очевидно, что мировые цены на нефть не влияют на стоимость топлива на внутреннем рынке страны, или влияют отрицательно. Так чего ждать простым россиянами и отечественным производителям?
Вы правы, сказать, что мировые нефтяные цены не влияют на внутренний российский рынок топлива, нельзя. У нас есть такой алогизм, известный уже практически всем обывателям, что независимо от мировой ценовой коньюктуры у нас ценники на топливо стремятся вверх. И мы явно наблюдаем классическую историю во втором квартале 2014 года. То есть цены на нефть, условно говоря, ушли со 110 долларов за баррель, снизились примерно в два раза, если мы смотрим начало года и внешние котировки. То есть сейчас это 60 долларов, а были пики и доходило до 120. А бензин у нас не отыграл разницу и, напротив, мы наблюдаем удорожание топлива, что привлекло внимание и президента России Владимира Путина и он сказал, чтобы федеральная антимонопольная служба не дремала, чтобы все-таки выправить эту ситуацию, которая не соответствует рыночным тенденциям. И, вроде как, на это реакция прозвучало, что направлены предупредительные письма в ряд холдингов, что надо привести в порядок ценовые параметры на бензин и так далее. Но это все пока мало эффективно работает и уже прошло несколько недель и ценники, как мы знаем, если и снизились, то это сущие копейки. А дальше больше.
Год 2015 нам сулит, по прогнозам минэнерго и ряда ведомств, 10-процентный рост на топливо, как минимум. Но в последние несколько месяцев цена более стремительно растет из-за снижения курса рубля. Может быть, и этот фактор тоже вносит свою лепту.
У нас есть психологическое понимание, что один литр базового топлива стоит примерно один доллар. Это правило работало долгие годы. Сейчас базовый 92 или 95 бензин стоит, грубо говоря, в средней полосе России в районе 36-37 рублей. Берем стоимость курса доллара, а он выше 50 рублей, и наблюдаем этот разрыв. Видим, что есть, куда стремиться. Цена будет подходить к рубежу одного доллара. Опять же, когда мы наблюдали ослабление доллара, а такая фаза тоже была, 12 лет у нас курс рубля по отношению к доллару держался очень крепко, тоже искажение это накапливалось. Несмотря на то, что инфляция в Америке и в России несопоставимы по параметрам. У нас, порой она двухзначная, а в Америке 1-2 процента - это уже много. Поэтому и бензин тоже обгонял один доллар, тоже было накоплено большое искажение. Эти моменты отражают и всю экономическую систему.
Мы можем исходить из того, что если цена бензина близка к доллару, значит в экономике все спокойно, а чем дальше уходит цена за литр бензина от одного доллара, тем в экономике нестабильней. Если исходить из таких наблюдений, надо понимать, что бензин будет продолжать, увы, дорожать, но мы же сейчас говорим все больше о ручном управлении. Этот посыл на встрече с журналистами прозвучал от Владимира Путина. В условиях, когда экономика переживает не лучшие времена, ручное управление становится важным атрибутом. И это уже услышало правительство, мы видим, как Медведев реагирует, как реагируют в советах директоров, чиновников, госкомпаний, госхолдингах, это как раз именно исполнение наказов президента, что надо подходить к ручным методикам. Потому что по-иному мы не сможем эффективно влиять, а ручное управление позволит в какой-то степени влиять на энергоносители. Бензин, наверное, будет дорожать, но будем надеяться на то, что не существенно.
- Будут ли введены льготы по топливу для промышленного сегмента в свете импортозамещения?
Я полагаю, что едва ли мы можем сейчас придумать. Льготы, возможно, какие-то и будут, но это все будет накладываться на бюджет. Сейчас удается все-таки соблюдать определенный профицит с ослаблением национальной валюты, то есть цены не проседают.
У нас сейчас задача все-таки исходить из того, что на горизонте предстоящих 2-3 лет будут проблемы, и здесь надо подходить с высокой долей рассудительности. То есть не палить накопленные ресурсы, а расходовать их максимально эффективно, и в принципе, это возможно при грамотном подходе и приоритетах. Сейчас экономика становится главной задачей, надо уйти от всех грандиозных, масштабных строек, которые были при условии высокой конъюнктуры цен на энергоносители, с чрезмерными оптимистичными ожиданиями. Но мировая экономика вообще футуричная, и сейчас, наверное, будет цикл, который особенно ярко отражает рынки энергоносителей. Сейчас мы будем наблюдать фазу дешевых энергоресурсов, то есть заход, что называется, цен на нефть. 60 это не так страшно. Например, в 2004 году цена превысила 38 долларов, и все было относительно нормально.
Мировая экономика будет расти, будет требоваться больше нефти, соответственно, спрос будет расти, и цены тоже будут перерастать, и это будет позволят размораживать или вкладываться больше опять в нефтянку, планировать более далекий перевод более крупным нефтяным компаниям, чтобы удовлетворить растущий человеческий спрос в энергоресурсах. И снова через 3-4 года примерно мы увидим серьезную стабилизацию рынка нефти, рост нефтяных котировок с комфортным уровнем для нефтепроизводителей - 90-100 и выше. И не забываем спекулятивную составляющую, не забываем геополитику, которая может все это дело ускорить.
Читайте также:
Александр Пасечник: Цены на нефть падают, и дно уже близко
Александр Пасечник: Государству достаточно иметь контрольный пакет акций в энергетических компаниях
Александр Пасечник: Перерабатывать нефть в России невыгодно вообще