Развитию сельского хозяйства и привлекательности отрасли в России мешают заниженные цены на продукты. Такие цены в российских магазинах установились благодаря импортным товарам, которые дешевле отечественных по причине высоких субсидий. Как изменить ситуацию, Bigness.Ru рассказала генеральный директор Институт аграрного маркетинга Елена Тюрина.
- На данный момент вести в России сельское хозяйство не выгодно, производители вынуждены снижать цену на продукты сельского хозяйства для того, чтобы их продавать. Как можно решить эту проблему? Только ли дотациями?
Вообще сейчас сложилась такая сложная ситуация еще в связи с тем, что значительно выросли цены на импортируемые составляющие производства пищевых продуктов и сельхозпродуктов. То есть цены на семена, удобрения, импортируемые продукты, значительно выросли из-за финансовой ситуации в конце года, что тоже негативно сказывается. Во-первых, сейчас применяется поддержка сельхозтоваропроизводителей, но она очень маленькая. То есть, если сравнивать размеры финансирования, допустим, по гектарной субсидии, то идут дотации на 1 гектар при выращивании продуктов растениеводства намного меньше, чем в других странах.
Естественно, для того, чтобы создать равные условия конкуренции между российскими производителями и зарубежными, нам необходимо увеличить субсидии и поддержку на единицу продукции. Это первое. Во-вторых, необходимо увеличить размеры бюджетной поддержки новых инвестиционных проектов, это проекты по реконструкции действующих предприятий. То есть у нас одна из важных проблем - это отсталые технологии. Большинство предприятий, которые работают еще с Советского союза, зачастую не имеют средств на совершенствование технологий, на применение новых технологий, что, естественно, тоже сказывается негативно на себестоимости и на отпускных ценах. Поэтому, здесь нужно комплекс мер применять, которые бы поддержали российского производителя. И еще самое важное - это понятные правила игры. То есть сейчас введены у нас санкции, а непонятно, когда их снимут. Если производитель будет знать, что они ровно год будут действовать, то он как-то будет свои планы на год строить. А у нас только разговор о том, что санкции могут быть отменены и так далее. Это тоже достаточно негативно сказывается на рынке.
- Эффективно ли вводить субсидии для малоимущего населения на получение сельхозпродукции?
Это очень важная мера, которая применяется и в странах Европы и в Америке. В условиях снижения реального уровня доходов рост цен тоже достаточно ограничен. То есть рост цен до рентабельного для сельхозтоваропроизводителя уровня тоже ограничен потребительским спросом. Поэтому стимулирование потребления путем оказания субсидий или же продовольственных карточек на покупку товаров именно российского производителя, конечно же, будет поддерживать спрос.
Читайте также:
Елена Тюрина: Азия может участвовать в кредитовании агропроектов России
Елена Тюрина: Китай может выращивать экопродукты, но по другой цене
Аркадий Злочевский: Ограничение экспорта зерна делает сев невозможным
Андрей Сизов: Растениеводство окажется под тройным ударом
Кирилл Черкасов: Россия должна поддержать своих сельхозпроизводителей