Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что для сохранения конкурентоспособности "необходимо осваивать новые технологии" и добыча сланцевой нефти — это один из стратегических приоритетов отрасли на среднесрочную перспективу. О сланцевых разработках в России Bigness.Ru рассказал президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль.
- Есть ли необходимость в разработках сланцевых месторождений в условиях достаточного количества традиционной нефти?
Всегда есть, потому что есть и перспектива, над которой надо работать, и надо учитывать, что у нас многие традиционные месторождения уже находятся в стадии или падающей добычи, или, во всяком случае, на них рассчитывать сложно. Поэтому сегодня у нас уже и так 80 процентов добываемой нефти - это так называемая трудноизвлекаемая нефть. То есть это те пласты, которые низкопроницаемые, у которых высокая обводненность и так далее. Поэтому, конечно, если уж так говорить, то перспективы развития нашей нефтяной промышленности связаны в основном с разработкой или с поиском технологий добычи нефти из так называемой Баженовской свиты, которая распространена на всей территории Тюменской области около 1 миллиона квадратных километров. Но пока технологии, которые сегодня существуют, не позволяют ее добывать в достаточном количестве и достаточно эффективно. И коэффициент нефтеизвлечения, если говорить о традиционных технологиях, будет, может быть, 2-3 процента, а это не очень хорошо. Поэтому, конечно, нам обязательно нужно разрабатывать сланцевые месторождения, но нужны свои технологии. Потому что наша Баженовская свита не имеет ничего общего или мало общего с той технологией, которая есть сегодня у американцев. Поэтому те технологии, которые используют сегодня американцы, для Баженовской свиты не подходят. И сама Баженовская свита тоже неоднородна. Потом, у нас есть другие отложения: балканская свита, доманиковы отложения, это в основном, как раз возле Урала, Поволожья. Поэтому, конечно
, надо. И прав министр совершенно - для того, чтобы нам смотреть достаточно оптимистично в будущее нашей нефтяной промышленности в плане добычи, надо серьезно заниматься разработкой, поиском новых технологий, привлекая к этому делу в том числе и фундаментальную науку, академию наук, ее институты, без этого мы вряд ли сможем справиться с этой задачей.
- На каком уровне в России находятся технологии по части безопасности для окружающей среды?
С точки зрения безопасности, они находятся на очень хорошем уровне, потому что пока это такие опытные участки, в том числе ими занимаются и от наших компаний - это компания "Ритэк", которая входит в группу компаний "Лукойл", это "Сургутнефтегаз", это компания "Салым Петролиум", которая дочка Shell. То, чем занимаются сегодня наши организации — это технологии, которые совершенно безопасны для окружающей среды, для экологии и так далее. Потому что, во-первых, наши отложения находятся достаточно глубоко в отличие от сланцевого газа, который есть в Соединенных штатах, например. Поэтому это, в принципе, совершенно разные условия залегания, отсюда и те технологии, которые мы сегодня применяем. В плане экологии они не вызывают никаких опасений.
— В чем преимущество сланцевой нефти перед традиционной (если оно есть)?
Да никаких преимуществ нет, нефть или газ те же самые, просто залегают они в соответствующих породах, как правило, труднопроницаемых или малопроницаемых. Если традиционная нефть — это обычно песчаники с ловушками и покрышкой глиняной, то в сланцевой нефти все, что угодно, может быть — и глина, и песок, и всякие аргиллиты и так далее. Поэтому и технологии требуются такие, которые для традиционной нефти подходят, а для этой не подойдут. Например, то же заводнение внутриконтурное, которое мы широко применяли, начиная с Ромашкинского месторождения в Татарии, а потом в Западной Сибири. Для сланцевой нефти эти технологии не подходят, нужны другие. Прежде всего, это горизонтальное бурение, это гидроразрыв пласта и так далее. Поэтому отсюда и технологии разные, и подходы к добыче. А так, она — та же нефть, ничем не лучше и не хуже. Может, только составы разные. У нас два месторождения, и то бывают разные составы, и плотность, и содержание серы, и всех остальных компонентов.
— Какие месторождения сланцевой нефти стоят первыми в списке к разработке нефтедобывающими компаниями?
Прежде всего, это месторождение Баженовской свиты. Наши организации Западной Сибири занимаются этим делом, подписано соглашение между администрацией Ханты-мансийского округа и министерством природных ресурсов о создании полигона так называемого на Баженовской свите, на Фроловском месторождении в Ханты-Мансийске. Есть целая серия шагов, которые позволят нам разрабатывать такую технологию. Пока, в основном, это находится в Западной Сибири. Хотя были планы у "Роснефти" совместно с ExxonMobil создать совместное производство для разработки доманиковых месторождений в Самарской губернии. Но сейчас, с учетом всех этих санкций, я думаю, наверное, ExxonMobil воздержится пока.
Читайте также:
Геннадий Шмаль: Россия не проиграет от закрытия "Южного потока"
Геннадий Шмаль: Никто не думал, что реверс газа возможен
Азад Бабаев: Запасы сланцевой нефти в США скоро истощатся
Римма Субханкулова: ОПЕК неподконтрольна добыча нефти в арабских странах
Сергей Правосудов: Приказать снизить нефтедобычу будет сложно
Иван Грачев: Снижение нефтедобычи Россия должна согласовать с ОПЕК
Елена Телегина: Сланцевая нефть США продолжит раскачивать рынок