После отказа РФ от реализации поставок газа по Южному потоку странами ЕС был вновь поднят вопрос о возможном альтернативном маршруте для газопровода, по которому природный газ поставлялся бы для тех стран ЕС, которые находятся в южной и центральной областях Европы. Учредитель консалтинговой компании "Экспертная группа по мировой энергетике" Римма Субханкулова поделилась с Bigness.Ru своим мнением о проекте южного газового коридора.
- Каковы перспективы создания альтернативы Южному потоку для Европы, о которой пишут СМИ?
Некоторые умозаключения напрашиваются сами собой:
- Несмотря на высокий уровень европейской интеграции в газовой сфере существующая газотранспортная система требует немалых инвестиций в инфраструктуру, и вопрос с привлечением данных инвестиций Еврозона не в состоянии решить самостоятельно;
- Невзирая на увеличение потребления угля и его продолжающийся импорт из США вопрос с диверсификацией поставок природного газа все еще актуален для стран ЕС, и речь идет как о диверсификации стран, откуда сырье будет поставляться, так и о маршрутах поставок сырья;
- Вопреки получающей все большее распространение транспортировке сжиженного газа трубопровод остается оптимальным способом транспортировки сырья для южного и центрального регионов Европы.
Получается, что на данный момент газовый рынок Европы находится не в идеально сбалансированном состоянии, а поиск нового маршрута актуален ЕС также и тем, что в будущем он сможет составить противовес поставкам СПГ из США. В этом ключе получение тепловой и электрической энергии из бурого угля сама Европа расценивает как временное.
Украина устраивала ЕС не только тем, что непосредственно граничила со страной, в которой газ добывается, но и тем, что на ее территории находилась действующая газотранспортная система с подземными хранилищами для газа и десятками компрессорных станций. Устраивала настолько, что в текущей ситуации аналог найти невозможно. Сегодня близкие и далекие соседи ЕС предлагают свой природный газ Еврозоне, будь то египетский, иранский с иракским, ливийский, алжирский, катарский или туркменский газ. Причем реальные поставки из ряда стран существуют, однако ситуация с позиции ЕС как импортера нестабильна, так как некоторых соседей иногда накрывает волнами революций и протестов, другие же - находятся так далеко, что договариваться с 2 или 3 странами - транзитерами сложно, под чрезмерное влияние третьих ЕС пока не готов попасть сам. А значит, проложить на карте один трубопровод, который бы поставлял 50-60 млрд кубометров природного газа в год не получается.
Следовательно, можно утверждать, что ЕС будет сделана ставка на малые поставки природного газа из нескольких стран. В выигрыше будут те импортеры, которые смогут поставлять свой ресурс через такую транспортную систему, которая будет надежна, и при этом не будет построена по большей части за деньги ЕС. За неимением возможности модернизировать газотранспортную инфраструктуру Украины доля поставок российского газа в Еврозону скорее всего будет уменьшаться. Существующие поставки из Катара будут уравновешены планируемыми поставками из США, доля поставок из Азербайджана (пока лишь в транзитную Турцию) если и будет расти, то не так быстро, как того хотела бы страна (на фоне действующих месторождений, таких как Шах Дениз, Азери-Чираг-Гюнешли, морские месторождения у Апшеронского полуострова, новые месторождения содержат трудно извлекаемые углеводороды, которые будут бесконечно требовать больших вложений). А без капитальных инвестиций планы Азербайджана о выходе на уровень добычи в 50 млрд. кубометров в год в среднесрочной перспективе (до 2025 года) нереальны. Далее Туркменистан: страна будет также требовать еще больших инвестиций, ведь нынешний экспорт туркменского газа в Китай - по сути полностью заслуга китайских партнеров. Помимо этого южный Каспий до сих пор официально не поделен между Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном, а Баку и Анкара пока так не достигли окончательного соглашения относительно условий транзита азербайджанского газа в Европу по территории Турции. Политические противоречия настолько сильны, что при наличии свободных денег ЕС легче вложиться в добычу собственного сланцевого газа или же... реабилитировать поставки через территорию Украины?
Ведь одно дело, когда волной протестов захлестывает Египет, Ливию или Алжир (это все-таки противоположный берег Средиземного моря, да и в общем - то не свой континент), и совсем другое дело, когда то же самое происходит под боком у Польши и Румынии. Получается диверсификация диверсификации рознь, да и если придет холодная зима, жители Европы вовсе забудут про это слово. В случае если произойдет отказ от планов довольно опасной с политической и следовательно экономической точки зрения диверсификации, то проект Южного потока может снова оказаться на столе переговоров, и даже может так случиться, что он впишется в рамки Третьего энергетического пакета.
Читайте также:
Римма Субханкулова: ОПЕК неподконтрольна добыча нефти в арабских странах
Римма Субханкулова: Для саудитов $30 за баррель - приемлемая цена
Римма Субханкулова о проблемах отказа о нефтедоллара
"У ЕС много возможностей надавить на Турцию по газовому вопросу"
Виталий Крюков: Рынок Турции для России таит определенные риски
Геннадий Шмаль: Россия не проиграет от закрытия "Южного потока"