Россия не может в нынешних условиях продолжать реализацию проекта "Южный поток", заявил президент страны Владимир Путин на пресс-конференции в Анкаре по итогам переговоров с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. "Южный поток" как проект можно считать закрытым? На этот вопрос Bigness.ru ответил независимый экономический эксперт Антон Шабанов.
— "С учетом того, что мы до сих пор не получили разрешения Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта, — сказал Путин. — Начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться — это просто нелепо". Речь идет об изменении маршрута, то есть в обход Болгарии, через Турцию и Грецию — выход на ту же Сербию и далее, до Австрии и Италии через Венгрию. Или это закрытие проекта вообще?
— Я думаю, что "Южный поток" в том формате, в котором он существовал, реализован не будет. Разумеется, это полное закрытие проекта, потому что новый проект еще нужно будет разрабатывать, просчитывать отдельно и экономически и географически. Неизвестно, будет ли это вообще "Южный поток" или какой-нибудь "Юго-западный поток", но это будет уже совсем другой проект по совсем другим законам. Поэтому "Южный поток" точно и однозначно закрывается, а будет ли делаться что-то новое в обход, неизвестно. Я даже не думаю, что на данный момент есть какое-то четкое и конкретное решение, учитывая довольно непростые отношения у Россия с Евросоюзом.
— "Если Путин отказался от строительства "Южного потока", это означает, что ЕС защитил свои права и свои интересы, и что на его территории соблюдается Третий энергетический пакет, который подразумевает соблюдение законов конкуренции в ЕС ", сказал болгарский политолог Огнян Минчев в интервью передаче ТВ "Привет, Болгария". "Для Европы остановка" Южного потока "является хорошей новостью, потому что это показывает, что законы в ЕС соблюдаются". Как бы вы прокомментировали такую точку зрения?
— Именно свой Третий энергопакет они и смогли защитить, здесь он абсолютно прав и спора никакого нет. Касаемо экономики — здесь у меня возникают сомнения. Потому что "Южный поток" это не просто газ, который идет по трубе — это и огромное количество рабочих мест на строительство трубы и ее последующее обслуживание. Это энергобезопасность, в том числе многих стран Евросоюза, потому что они получают доступ напрямую к российскому газу без каких-либо посредников по транспортировке газа. Поэтому да, Третий энергопакет они смогли защитить, а что касается экономической эффективности, опять же надо будет просчитывать каждой стране отдельно, что от этого они приобрели, и что от этого они потеряли.
— Очевидно, что София поддалась давлению со стороны ЕС и пожертвовала собственными национальными интересами, взять хотя бы доходы от транзита природного газа в 400 миллионов евро в год. Почему Венгрия, Австрия, Сербия могут противостоять давлению, а Болгария нет? Какой главный рычаг давления на Болгарию?
— В том-то и дело, что, скорее всего, это экономический рычаг. Разумеется, открыто об этом никто не говорит и мы здесь можем лишь гадать на кофейной гуще. Но прежде всего, Болгария из всех тех стран, где должен был проходить "Южный поток" - самое экономически слабое государство. И просто угроза, намек на то, что возможно как-то лишение со стороны Европейского союза экономической поддержки этой страны — для них будет довольно-таки ощутимо. И поэтому из двух зол они выбрали меньшее. Потому что экономическая поддержка нужна здесь и сейчас, чтобы страна жила. А "Южный поток" еще нужно строить и экономический эффект от него будет через год, два, а то и через три. Поэтому из двух зол они под нажимом, скорее всего, выбрали меньшее.
— Не считаете ли вы, что Россия экономически что-то теряет с уступкой Турции по цене на газ? и Или по другим причинам? Не является ли новый проект коммерчески опять не очень выгодным для РФ, как и в случае с Китаем?
— Учитывая то, что Турция подписывает обязательства увеличивать объемы потребления и поставок, здесь нет никакого сильного экономического ущемления, по крайней мере, сейчас. Если потом будут договоренности об увеличении поставок, возможно, тогда будет экономически иметь смысл снизить стоимость на газ. И это всем известный закон экономики — оптом дешевле. Ничего нового никто не изобрел. Так что я не думаю, что здесь какие-то большие потери России, но все будет зависеть от того, насколько Турция сможет исполнять свои обязательства, то есть потреблять и платить за тот газ, который мы им будем поставлять.
— Россия ни в коем случае не откажется от "Южного потока". Это сказал Мартин Димитров, вице-президент Комитета по энергетике, в ответ на вчерашние новости, что Москва прекращает проект газопровода."Это тактический ход Владимира Путина и России. В любом случае, они не отказались от "Южного потока". Проект через Турцию более дорогой и они вернуться к прежнему варианту, просто надо немного на нас подавить, сказал чиновник. Ваше мнение?
— Я бы не сказал, что нам настолько сильно важен проект "Южный поток". Разумеется, для нас это тоже хорошая большая прибыль, это диверсификация рисков по поставкам нашего газа в Европу. Однако, есть всегда альтернативные пути и последние договоренности по газу, как с Китаем, так и с Турцией. Там, конечно, не будет таких сверхприбылей, как это было когда-то, однако, куда перенаправить свой газ мы знаем, и эти рынки мы находим. Поэтому в крайнем случае, обойдемся и без "Южного потока".
Если Европа будет и дальше говорить, что им не нужен российский газ, то прежде всего, экономически нам будет нецелесообразно выстраивать хоть "Южный поток", хоть любые аналоги, потому что построить саму трубу можно, а кто из нее потом этот газ будет брать? Поэтому не думаю, что здесь какой-то шантаж и политическая игра со стороны России — рынки сбыта всегда найдутся, в том числе, и по проектам сжиженного газа, даже и на других континентах. Тут, мне кажется, уже Европе решать -нужен ли им газ, ибо они вполне могут использовать свои альтернативные и развивающиеся источники энергии.
Вопрос экономики, на самом деле. То есть там никто не хотел покупать и никто не хотел способствовать строительству этого газопровода, то есть и покупателя нет, и строить не хотят. То есть идти против всех, зачем? Чтобы построить и эта труба просто стояла? Нам это тоже экономически не выгодно. Пытались доказать, что экономически это всем будет выгодно и хорошо. Россию не услышали, но если никому не надо — нет, так нет. Насильно мил не будешь.