Владимир Путин на совещании по опережающему развитию ОПК напомнил о главных задачах — чтобы продукция отечественного производства превосходила иностранную по качеству и по цене, а также чтобы наши предприятия получили новые компетенции и технологии. О процессе развития оборонных предприятий Bigness.Ru рассказал первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности, вице-президент "Союза машиностроителей России", член ФКС ОНФ Владимир Гутенев.
— Как идет процесс развития и перевооружения предприятий оборонной промышленности?
Вообще, до 2020 года было выделено 20 триллионов рублей для переоснащения вооруженных сил, и 3 триллиона — на техническое перевооружение. Причем следует учитывать, что государство активно реализует принцип частно-государственного партнерства. Поэтому реально привлечено ресурсов будет значительно больше. В настоящий момент все плановые показатели выполняются. Однако очень существенные тревоги связаны с тем, что немотивированные санкции, которые Евросоюз и Америка применяют в отношении РФ, в ряде случаев могут поставить под вопрос своевременную поставку или поставку в принципе тех единиц технологического оборудования, которые входят в разработанный инженеринговыми компаниями общий план перевооружений. То есть предприятия с чем могут столкнуться — допустим, идет переоснащение какой-то технологической линии, куда предполагается поставить 15-20 единиц оборудования для различных переделов. Вот срыв поставки 1-2 единиц уже может быть критичным, поэтому для нас сейчас необходимо очень внимательно смотреть, с кем структуры, принимающие участие в рамках государственно-частного партнерства заключают соглашение на поставку оборудования, надо осознавать эти риски. И последние заявления, я не беру уже готовую продукцию, как "Мистраль", последние заявления наших английских партнеров, которые разрабатывают для научных спутников электронную базу и поставляют. Так вот, в кооперации они берут у американцев защищенную от ионизирующего излучения в
исполнении space элементную базу. То есть сейчас мы сталкиваемся с проблемой, когда санкционное давление распространяется уже на элементную базу, которая пользуется чисто в научных целях, тут даже нет двойного назначения. Все это должно подвести нас к более четкому понимаю, у кого приобретать. И сейчас происходит крен в сторону поставщиков из Юго-восточной Азии, чье качество последнее время очень сильно выросло. И я думаю, что в такой диверсификации кроется существенный резерв повышения надежности перевооружения оборонных предприятий России.
— Вы упомянули спутники, а еще в каких отраслях могут возникнуть трудности?
Я вижу трудности в станкостроении, это одна из основных составляющих, которая важна в техперевооружении. Мы сталкивались с тем, что при поставке композиционных материалов для гражданской авиации, в частности для того же "МС-21" было очень много сложностей. И как заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров, к счастью, эту проблему удалось решить и развернуть производство собственными силами. И самое важное — это электронная компонентная база, причем мы сталкиваемся с тем, что представители Евросоюза и особенно США не просто ограничивают поставку в Россию этих комплектующих, но и оказывают очень серьезное давление на страны Юго-восточной Азии. Но это имеет и обратный эффект. Неслучайно была утечка информации о том, что поставки французских "Рафалей", которые должны были осуществляться в Индию, находятся под очень большим вопросом. И те беспокойства, которые есть у ряда стран по поводу получения в рамках военно-технического сотрудничества западных вооружений и военной техники, вполне обоснованы по поводу недекларированных возможностей, скрытых серых зон как в программном обеспечении, так и в компонентной базе, и вероятно применение санкционных мер против этих стран. Поэтому перспективы России в области военно-технического сотрудничества мне представляются достаточно радужными, а Франция испытывает вполне оправданное беспокойство по поводу возможного срыва целого ряда чрезвычайно важных для огромной промышленности Франции контрактов. И Индия с поставками "Рафаля" — это один из очень серьезных звоночков. Причем я думаю, это звонок уже третий звонок перед серьезным театральным представлением.
Читайте также:
"Перевооружить производства электронных систем будет сложно"
Всеволод Хмыров: В России есть оборудование для ремонта АПЛ 4 поколения
Владимир Дворкин: Замена украинских двигателей будет затратной
"Подход американцев к санкциям против госкомпаний РФ формален"
"Развитию станкопрома мешает китайская продукция"