Брюссель создает новую наднациональную структуру - "Энергетический союз Европы", цель которого - единая энергетическая политика во всем Евросоюзе и снижение энергозависимости, в первую очередь от России. Как создание этой организации отразится на РФ и планах, "Газпрома" Bigness.Ru рассказал эксперт по экономической безопасности Вениамин Вутянов.
- Создание "Энергетического союза Европы", по всей видимости, предполагает, что национальные правительства стран Европы потеряют возможность вести независимую политику в ключевой экономической отрасли. Чем это обернется для европейцев?
Несмотря на то, что Евросоюз - это единое пространство, руководство отдельных стран могло принимать какие-то отдельные решения, могло высказывать как-то свою отдельную точку зрения. Вспомним недавние высказывания австрийцев и сербов о том, что все-таки и "Южный поток" будет строиться, и санкции против России - это вредно для нас же, и так далее. Сейчас это все фактически нивелируется, сводится к нулю, и вот такие отдельные выступления, в принципе, даже если и будут, то это будут не популистские заявления, а заявления, которые под собой не имеют никакой почвы. То есть если в Евросоюзе в рамках антироссийской программы, которую реализует США, используя Европу, принято будет решение не сотрудничать с Россией, то соответственно, будь то Сербия или другая страна, которая составляет единое европейское пространство, она не сможет выразить свое мнение и должна будет придерживаться мнения большинства или единой выработанной стратегии.
Что касается снижения зависимости, на самом деле, об этом уже достаточно много говорилось, достаточно много прорабатывалось, и эксперты все возможные варианты, даже те, которые в Европе не знали, уже подсказали и проработали. Тем не менее, ни один из них на данный момент не реализуется. Ни возможные взаимодействия с Ираном и гипотетическая возможность снятия с него санкций, ни поиск и разработка сланцевых залежей в той же самой Польше (даже в Украине тоже это пока не реализуется), ни альтернативная энергетика, пока на сегодняшний день это оставалось на уровне говорильни. И на самом деле, порядка 30 процентов энергоресурсов европейские страны получают из России. За один день, за один присест от этого не избавишься, это никак не сделаешь. Что касается взаимодействия российской стороны с Европой, то здесь уже возникают достаточно серьезные трудности. Если раньше "Газпром" мог точечными способами, в рамках отдельных переговоров с отдельными странами и лидерами решать свои проблемы, то на сегодняшний день "Газпром", пусть даже он действует под эгидой гарантии правительства, руководства РФ, вынужден будет иметь дело с общим мнением. То есть уже не получатся отдельные, местечковые переговоры, в которых можно одним обещать что-то одно, какие-то преференции, другим обещать что-то другое. То есть здесь Евросоюз станет единым фронтом, и "Газпрому", мне кажется, станет гораздо сложнее реализовывать свою стратегию на данной территории.
- Значит, судьба "Южного потока" станет еще более туманной?
"Южный поток" уже в сложной ситуации, но в первую очередь это направлено, я думаю, против поставок российских энергоресурсов в Европу. А "Южный поток", как элемент этого, естественно, столкнется с достаточно большими сложностями, и он рискует стать замороженным, никогда не окупившимся проектом, пустым вливанием денег со стороны "Газпрома" и стран, которые участвуют в этом проекте.
- Кроме того, и страны восточной Европы, и находящиеся в состоянии кризиса такие страны, как Испания или Греция, вряд ли обрадует, если под давлением обяжут покупать дорогостоящие энергоресурсы. Каковы их перспективы в этом вопросе?
Если будет принято решение, то, естественно, они на это пойдут. На сегодняшний день каждая страна может вести свою местечковую небольшую политику, если будет единая политика, то выбор у них будет небольшой - либо выходи из состава ЕС, несмотря на то, что это даже некий политический, имиджевый, репутационный вопрос, либо выходи из состава ЕС, либо действуй так, как мы решили. Неважно, ты младоевропеец - чех, поляк, либо классическая Европа - немцы, итальянцы, испанцы, в любом случае придется придерживаться единой линии. Придется изыскивать средства, придется изыскивать какие-то возможности для того, чтобы действовать в рамках единой общеевропейской стратегии.
- Велика ли угроза, что Энергетический союз Европы заставит Россию принять условия "Третьего энергопакета" - позволить прокачивать через принадлежащие "Газпрому" трубы "голубое топливо" от других поставщиков?
Об этом очень много разговоров, и я так понимаю, что со стороны "Газпрома" ведется какая-то работа, и со стороны Европы ведется какая-то работа. Европейцы уже давно, на протяжении последних трех-четырех лет, со времени принятия "Третьего энергопакета" пытаются, так или иначе, навязать свою волю. Но они прежде всего заботятся о своей энергобезопасности, о безопасности поставок, о необходимости бесперебойного снабжения. Поэтому они будут, исходя из своей энергетической безопасности, пытаться заставить "Газпром" принять все те условия, которые, на их взгляд, делают более безопасными и более надежными поставки энергоресурсов в Европу. В свою очередь, "Газпром", конечно, будет этому противиться, но все же зависит уже от конкретных условий. Потому что европейцы умеют считать деньги, и понимают, что на сегодняшний день резко отказаться не получится. То есть такого торга не будет - принимайте наши условия, в частности третий энергопакет, либо мы с вами взаимодействовать не будем, найдем альтернативные возможности, каких-то других поставщиков. Такого, конечно, не будет, и все зависит от того, какие условия поставят европейцы. Но несомненно, они будут пытаться достичь своей цели в конце концов и добиться от "Газпрома" в конечном счете принятия условий этого третьего энергопакета. Но это будет не скоро и не сразу.
Читайте также:
Владимир Мантусов: Польский сланцевый газ некому продавать
Виталий Крюков: Сланцевые инвесторы не дождались от Польши льгот
Владислав Гинько: "Газпрому" от Китая не нужен аванс, главное - доверие
"Сила Сибири" без аванса CNPC - рискованный проект"
Виталий Крюков: "Южный поток" подорожал из-за санкций