Власти Крыма пожелали принять участие с судостроительным заводом "Залив" в Керчи в программе строительства российских авианосцев. О таком намерении глава республики Сергей Аксенов. Каковы возможности керченского завода, в интервью Bigness.Ru рассказал председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.
- Как можно оценить возможности завода "Залив"?
Это очень важная амбиция и руководства Крыма, и руководства керченского завода, и коллектива. Я здесь говорю без иронии, а с точки зрения того, что эта устремленность людей говорит о их взглядах, о соизмерении возможностей и результата. Учитывая, что они строят суда огромным водоизмещением до 200 тысяч тонн, а водоизмещение ныне действующего авианосца "Кузнецов" составляет порядка 60 тысяч тонн, то это говорит о потенциальных ресурсах и о реальности заявки руководства Крыма и руководства керченского судостроительного завода.
Кстати, на юге нашего до недавнего времени общего Отечества, в Николаеве, был построен авианосец "Адмирал Кузнецов", корабли строили водоизмещением меньше, чем строят сейчас на "Заливе". Поэтому это обоснованная их позиция.
Другой момент, что сейчас надо понять, какие авианосцы нужны России?! И сейчас среди конструкторского сообщества, среди проектантов различных уровней, идет обсуждение проекта авианосца, который необходим Военно-Морскому флоту России в 21 веке. И поэтому пока речь можно вести именно о заявке.
- Но каковы перспективы заявки керченского завода?
Заявка, я считаю, вполне обоснованная, и судостроителям Крыма она по силам. Учитывая, что это будет делаться, естественно, в кооперации.
Черноморско-средиземноморский регион для нас всегда: и ранее, и ныне и завтра будет регионом не только морским, транспортным, коммуникационным, но регионом поддержания безопасности всех стран, которые живут в этом центре многих процессов. Этот регион, по масштабу своего расположения вмещал в себя нахождение российских авианосцев, вертолетоносцев в 70-е-80-е годы. В этом регионе находились корабли-носители самолетов, вертолетов нашего флота, такие как "Киев", "Минск", крейсера - "Москва", "Ленинград". Так что этот регион знает, что такое океанское судостроение.
- Какие предприятия могут стать главными конкурентами крымской верфи?
Я думаю, речь здесь можно вести только с точки зрения кооперации. На сегодняшний момент, наши авианосцы могут построить в Петербургском судостроительном кластере. Второй конкурент - Северодвинский судостроительный кластер, где мы можем также строить авианосцы различного класса. Авианосцы есть различных проектов.
Но вопросы создания современных авианосцев, как я уже сказал, прорабатываются сейчас именно среди конструкторов и проектировщиков с учетом задач, которые ставит командование ВМФ.
И основное в этой теме, в том числе, с точки зрения конкуренции: и Петербургский судостроительный кластер, и Северодвинский судостроительный кластер для того, чтобы строили авианосцы на современном, и на перспективном уровне, должны пройти необходимую модернизацию. Имеется в виду, вопрос наличия доков соответствующего уровня, наличие всего современного оборудования, например плав-краны и стационарные механизмы соответствующей грузоподъемности. Потому что создание настоящих авианосцев - это всегда вопрос о мощности доков, и другой необходимой судостроительной, высокотехнологичной инфраструктуры, сервисного обслуживания после сдачи корабля флоту.
А чтобы все это эффективно работало, естественно, нужны высокоподготовленные инженерные, рабочие и управленческие кадры. Нужна современная судостроительная система промышленности в стране с опорой на науку и стратегическое видение основных процессов в мире.
Поэтому, скорее всего, здесь речь может идти не о конкуренции, а о кооперации по созданию авианосцев в нашей стране.
Читайте также:
Сергей Апрелев: Российский флот возрождается
Валерий Дорогин: Обязательства по ЧФ будут выполнены на 100 %
Андрей Колесник: Российскому флоту нужны корабелы