Бум добычи сланцевого газа в Польше превращается в бесперспективный проект. Иностранные нефтегазовые компании ExxonMobil, Total и ConocoPhillips, которые повально скупали скважины в стране, теперь отказываются от участия в добыче, пишет издание Financial Times. На вопросы Bigness.Ru касательно сланцевых проектов в Польше ответил доктор экономических наук по специализации "мировая экономика" и "мировые интеграционные процессы" Владимир Мантусов.
- Почему успешность проекта теперь стоит под вопросом?
Потому что рентабельность низкая, малоэффективный проект, плюс во всей мировой экономике происходит замедление использования потребление энергоносителей. И цена на нефть очень дешевая. Зачем заниматься дорогостоящими разработками, с использованием в том числе новых технологий? Сам по себе сланец - это технология дорогая. Вот и все, поэтому просто малорентабельно.
- То есть заранее не просчитали, получается?
Нет, почему? Просто добыча сланца связана с большими затратами, но сланцевый газ может составлять определенную альтернативу естественным источникам энергии. Например, той же самой нефти или газа. Но если нефть дешевая и газ недорогой, то тогда легче приобрести нефть и газ, чем нести определенные затраты, чтобы добыть сланец. Зачем этим заниматься? И плюс ко всему объем потребления энергоносителей снижается на внешнем рынке. Все эти факторы приводят к тому, что невыгодно заниматься.
- Достаточно ли благоприятный инвестклимат в Польше для зарубежного бизнеса?
Говорить о том, что он очень благоприятный по сравнению с другими странами, наверное, нельзя. Но говорить о том, что он неблагоприятный, тоже не приходится. Польша - это страна Европейского союза. Есть определенные правила для иностранных инвесторов, ровно как и для национальных инвесторов. Я бы не сказал, что здесь главный фактор - это очень неблагоприятный инвестиционный климат в Польше. Скорее, это все-таки связано с затратностью, с малой окупаемостью и с достаточно большим периодом ожидания получения прибыли. На мой взгляд, в большей степени даже это, а не инвестиционный климат. Потом, вы сами понимаете, какая сейчас в мире ситуация, связанная с юго-восточной частью Украины, где часть сланцевых запасов находится.
- А есть ли проблемы со сбытом сланцевого газа?
Да, куда сбывать? Предположим, заработали скважины по сланцу в Польше, и что дальше? Куда девать дорогущий энергоноситель? На Украину предложить? Нет. В сам Евросоюз реализовывать тоже очень дорого. А ситуация в Европейском союзе на сегодняшний момент экономическая не самая лучшая. Где-то на внешний рынок поставлять? Это еще больше удорожать продукт.
- Но разве не должны были инвесторы заранее это предвидеть?
Мне трудно за них говорить, что они там должны были сделать изначально. По идее, конечнол, любая компания ведь должна просчитывать определенные шаги вперед и моменты риска. Но, с другой стороны, при ситуации, когда все хорошо, хочется нахватать всего побольше, а потом уже разбираться. А потом, уже когда сталкиваешься на самом деле с реализацией того или иного проекта, который и так дорого достался, то возникает другая система подсчета. Вы знаете, есть такое в языке русском выражение, что "веселились, веселились, а потом подсчитали и прослезились"...
Читайте также:
Алексей Гривач: Преимущество наших заводов СПГ - близость к Азии
"Сила Сибири" без аванса CNPC - рискованный проект"
"Прибалты будут закупать у Польши российский газ, но дороже"
Виталий Крюков: Сланцевые инвесторы не дождались от Польши льгот