Сегодня семена для сельского хозяйства России большей частью закупают за рубежом, и в связи с колебанием валют эта проблема может серьезно отразиться на отрасли уже весной 2015 года. Почему в России не производятся семена, Bigness.ru рассказал директор Центра международного агробизнеса и продовольственной безопасности РАНХиГС при Президенте РФ Виктор Лищенко.
- Почему в России не производятся семена сельскохозяйственных культур?
Действительно, пока мы делали эту гигантскую экономическую реформу, мы потеряли сельхознауку, и в том числе науку наших селекционеров-генетиков. И мы вынуждены уже не первый год использовать сорта зарубежных селекторов. Это голландские сорта, американские сорта. Я думаю, что хоть мы и потеряли науку своих селекционеров, но приобрели определенный опыт работы с мировой селекцией. Ведь мы недавно получали с гектара средний урожай картофеля в 10 тонн, а сейчас у той же Брянской области урожайность картофеля - 30-40 тонн. И они все равно там недовольны.
- Фермеры жалуются, что зарубежные семена становится дорого покупать, как решать эту проблему?
Сами фермеры должны понимать, как люди практики и люди, которые ближе к земле, что те же фермерские ассоциации должны объединяться, они должны провести анализ нашей жизни за последние 20 лет - что получилось, а что не получилось. Я уверен, что эти фермеры - не из Брянской области, где фермеры сами давно самоорганизовались и у них есть соответствующие свои ассоциации. Даже губернатор Брянска сейчас - это бывший картофельный фермер, фамилия его Богомаз. Это очень хороший фермер. И они смогли уже сейчас дать миллион тонн товарного картофеля, и поставили себе цель два миллиона тонн картофеля. Но, конечно, с семенами нужно разбираться, потому что сортов много. Для разных условий нужно подбирать соответствующие свои сорта. И этот вопрос, я думаю, не стоит в Липецке, не стоит в Туле, не стоит в Московской области, где давно приспособились к этой жизни.
- Будут ли трудности с закупкой семян в условиях санкций?
Я уверен, что те корпорации, которые занимаются картофелем, селекционно-генетические корпорации мира будут сопротивляться санкциям до последнего. Потому что это их жизнь, а мы огромный рынок. Пока мы поднимем свою селекцию и семеноводство, пройдет еще какое-то время. А сейчас надо пользоваться тем, что называется мировое разделение труда, глобализация. Это просто паника, фермер прекрасно знает, сколько стоят семена, и какая доля семян продукции. Здесь не надо лукавить. В настоящее время надо использовать тот опыт, который сложился. Генеральный директор Погарской картофельной фабрики Дуданов Иван Иванович недавно у нас выступал в академии на круглом столе, где мы рассматривали вопросы нашей продовольственной независимости. Он производит картофель и перерабатывает, это одна из лучших наших картофельных фабрик в России. Я уже говорил, что недавно 10 тонн картофеля брали с пионерами, с армией и так далее, а сейчас берут 30-40 тонн, ни одного лишнего человека. Раньше мы полностью зависели от частного хозяйства. Сейчас уже практически рождено промышленное картофелеводство, когда работают крупные корпорации, включая фермеров.
Читайте также:
Владимир Смагин: Фермерам не на что обрабатывать землю
Минсельхоз России: гречкой страна обеспечена полностью
Надежда Школкина: Аграриям нужна помощь государства
Кирилл Черкасов: Необходимо убедить РЖД снизить тарифы для зерна