В российской оборонке начинается "образовательная пятилетка". Рабочих и инженеров для ВПК теперь будут готовить по особому "госплану". Росатом, Минпромторго и Роскосмос разработают план потребности в кадрах на пятилетний период, а минобрнауки разработает перечень специальностей. Решит ли такой подход проблему нехватки специалистов в оборонке, Bigness.Ru рассказал вице-президент Российской академии геополитических проблем, доктор философии в области политологии Владимир Анохин.
- Рабочих и инженеров для ВПК теперь будут готовить по особому "госплану". Предполагается, что в колледжах на специальностях, связанных с оборонной промышленностью, студенты теперь будут учиться на 6 месяцев больше, и этот дополнительный период будет посвящен практике на предприятиях. Решит ли такой подход проблему нехватки специалистов в оборонке?
Я думаю, что этот подход должен был быть сформирован десять лет назад, если не больше. Потому что у нас системно была разрушена структура образования. Именно рабочих профессий. У нас развалили профтехучилища, у нас перестали работать техникумы, у нас перестала работать вообще вся цепочка подготовки кадровых специалистов высоко технологических профессий. Поэтому сейчас это больше похоже на штормовой ветер, чем на нормальную систему подготовки профтехобразований, которая была в советское время.
- Но ведь делать-то что-то надо все равно, как бы плохо не было. Продуктивно ли привлекать студентов к работе на предприятиях ОПК?
Привлекать студентов на предприятиях ОПК всегда было полезно, потому что ребята получают практики именно по тем профессиям, по которым они готовятся. И они приходят на понимаемые ими места. Это здорово. То, что они получают практику на предприятиях, на которых будут работать, это тоже хорошо. Кроме того, они будут, скажем, не желторотыми юнцами, которые приходят с дипломами, а людьми, которые уже пригрели то место, на котором будут работать. Это очень неплохо. Короче, я сказал бы так, что ОПК сейчас начинает очухиваться от той мерзости, которая была в ельцинское время и в "сердюковщине", и я думаю, что это приведет к хорошему результату.
- Какие изменения могли бы сделать привлекательной работу на военных заводах?
Прежде всего, это высокооплачиваемые специальности. Но не в деньгах счастье, а в их количестве. Дело в том, что, если люди идут на оборонные предприятия, значит, их привлекает сама по себе профессия. А профессия, как таковая, должна быть поддержана и финансово и общественно, быть значимым, уважаемым трудом. К сожалению, у нас в последние годы труд рабочего техника, наладчика и прочих специалистов был не в почете. У нас были менеджеры, юристы и прочие. А сейчас мы возвращаемся к людям, у которых руки поставлены на место. Это хорошо. Я понимаю, что это будет очень долгая, дорогая, и очень тяжелая работа. Потому что поставить рабочие профессии на почетные должности - это очень трудно. Но это необходимо. И мы, слава Богу, вернулись к этому. Да, это должно стать престижно.
Читайте также:
"Подход американцев к санкциям против госкомпаний РФ формален"
"От советских станочных производств остались крохи"
Владислав Бессонов: Восток не дал погибнуть нашей "оборонке"
"Развитию станкопрома мешает китайская продукция"