На российском рынке отмечается существенный рост цен на охлажденную рыбу. "Уже до резкого ослабления курса рубля с охлажденной рыбой был колоссальный перебой. Несмотря на потенциальный спрос на рынке, исчисляемый десятками тысяч тонн, на берег было доставлено, в лучшем случае, тысяча", - рассказал Bigness.Ru глава Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.
- Накануне стало известно, что оптовые цены на охлажденную треску в России с середины лета поднялись с 90 до 140 рублей за 1 килограмм. В целом ситуация с ценами на охлажденную рыбу в стране не самая хорошая. Почему цены на продукт стали существенно расти?
С охлажденной рыбой вообще большая проблема. Мы рыбу добываем в экономзоне и в прибрежной зоне. Прибрежная зона - 20-ти мильная зона. Охлажденную рыбу можно сдать только из прибрежной зоны, потому что если вы сдаете из экономзоны, это очень долго и трудно, вам требуется сложное оформление на вход и на выход. Доля сдачи из экономзоны всегда была невысока, она составляла около 20 тысяч тонн из общего объема вылова более 400 тысяч тонн. К сожалению, все из прибрежной зоны до этого года можно было сдавать только на берег, где из нее по большей части делали охлажденную рыбу и поставляли на рынок. Летом ввели изменения в правилах и разрешили охлажденную рыбу перерабатывать в море. После этого ее фактически перестали сдавать на берег, с охлажденной рыбой начались огромные переходы, мгновенно.
Связано это с тем, что рыбакам гораздо удобнее по времени переходов, оформления и прочее, сдавать на суда, чем сдавать ее на берег. Поэтому уже достаточно давно, до резкого ослабления курса рубля, с охлажденной рыбой был колоссальный перебой. Несмотря на потенциальный спрос на рынке, исчисляемый десятками тысяч тонн, на берег было доставлено, в лучшем случае, тысяча. Что касается мороженой рыбы, производимой преимущественно в море, она на российском рынке не так интересна. То есть мороженой рыбы нам хватает. У нас есть, например, дальневосточный минтай в огромных количествах, треска, которая более популярная, но все равно мороженая. У нас неудовлетворенный сегмент спроса - это охлажденная рыба.
- Но почему выросли цены именно на треску?
Треска - одна из самых популярных в мире рыб, особенно атлантическая треска. Она крупнее, жирнее, вкуснее, чем, например, тихоокеанская треска. Она обладает весьма устойчивым спросом в Европе, номинируется в долларах или в евро. Естественно, когда курс рубля ослаб, рыбакам с точки зрения экономики стало гораздо интересней продавать продукты на зарубежный рынок, чем на отечественный. Если охлажденная теска могла бы выдержать какую-то конкуренцию, то по мороженой рыбе рыбаки не получат тех денег внутри России за конкуренцию с другими морожеными рыбами, слишком большой разрыв будет по цене, чем на европейском рынке. Для того, чтобы ситуацию изменить, надо решать эти вещи административными способами. Сейчас рыбаки действуют в условиях рынка, они продают туда, куда им выгоднее.
- Решается ли сейчас проблема с временными затратами на разгрузку рыболовецких судов, когда на ветеринарную проверку российского улова уходит до 14, а импортную рыбу проверяют всего за пару часов?
Импортная рыба приходит без ветсертификата, а российская рыба, попадая в порт, проходит процесс ветсертификации. Чтобы ветсертифицировать продукт, требуется ветэкспертиза, которая состоит из двух вещей. Первое - это качество самого сырья, а именно рыбы, выловленной в море. Вторая часть - на берег попадает не та рыба, которую рыбаки в сетях подняли на борт судна, а попадает та рыба, которую переработали: отрезали голову, распотрошили, уложили, заморозили. К сожалению, доля лабораторных исследований для ветсертификаций достаточно высока, на лабораторные исследования уходит значительный период времени, от 5 до 12 недель. Но оно нужно, чтобы выдать сертификат. Срок хранения у рыбы от 6 месяцев до 2 лет, просто она в портах задерживается достаточно долгое время. Пока вы не получили результат лабораторных исследований, вы не можете выписать ветсертификат. Пока вы не можете выписать ветсертификат, вы не можете рыбу никуда двинуть. В последнее время ситуация стала меняться к лучшему, потому что Россельхознадзор теперь должен составить список или как-то нормировать те ситуации, при которых требуются именно лабораторные исследования. Потому что для ресертификации лабораторные условия не являются обязательными.
Здесь более целесообразной была бы система мониторинга, при которой отбирались бы с каждой десятой партии образцы на лабораторные исследования, продукция сразу бы ветсертифицировалась без задержек, а по результатам лабораторных исследований уже работали бы с производителем. Если при лабораторных исследованиях были выявлены превышение или осемененность, то, как и принято с импортными производителями, они должны переходить в разряд усиленного мониторинга. То есть 10 партий должны быть сертифицированы только через лабораторные исследования. Если в 10 партиях ничего не выявили, тогда опять мы возвращаемся в режим мониторинга.
А у нас существуют две путаницы. Первая - мы всегда связываем уловы с готовой продукцией, выпущенной из этих уловов. Но сама свежая рыба, охлажденная, пойманная без соответствующей переработки, не ветсертифицируется. То есть, сертифицируется только продукция, выпущенная из нее. И второе, когда импортные грузы приходят, они приходят без сертификатов, есть только выписанные ветслужбами третьих стран. А российская рыба в порту как раз проходит процесс ветсертификации. Этот процесс сертификации надо сделать по возможности комфортным, быстрым для рыбаков, при этом не рискуя безопасностью наших граждан. То есть, ввести систему, которая действует с импортными товарами, импортными производителями систем мониторинга.
Проверяем ли мы уже имеющийся сертификат на импортную рыбу?
Там существует система мониторинга. Это означает, что, как правило, из каждой десятой партии берутся образцы на лабораторные исследования. Если в этих лабораторных исследованиях что-то выявляется, то импортная рыба данного конкретного производителя встает на усиленный контроль. Это означает, что десять следующих партий будут проверены. Если в процессе мониторинга, в проверке усиленного мониторинга будет выявлено нарушение, то иностранному производителю временно ограничат право продавать продукцию на российский рынок. Если же не будет ничего обнаружено в процессе мониторинга усиленного контроля, тогда он вернется опять в режим мониторинга. Так работает система выборочного контроля. Сплошняком, естественно, не проверяется. Там есть теория вероятности. Если вы проверяете каждую десятую партию и поставщик поставляет достаточно регулярно, раз в неделю, тогда система более-менее надежная. Риск здесь возникает только в том случае, если поставщик делает одну-две поставки за год, и ему просто не попасть. Они могут попасть под мониторинг, могут не попасть. Потому что в среднем проверяется каждая десятая партия, идущая в Россию. Соответственно, если вы поставили за год 100 партий, вас проверят 10 раз, а если две партии, вас могут и не проверить.
Читайте также:
Тимур Митупов: Россельхознадзор гробит рынок отечественной рыбы
Виталий Корнев: Дальневосточная рыба идет в Россию через Китай
Юрий Алашеев: Эффект субсидий будет заметен на дешевой рыбе
Эдуард Климов: Охлажденную рыбу с Дальнего Востока не доставить