Саудовская Аравия накануне обрушила цены на нефть, уменьшив расценки для американских покупателей. Нефть марки WTI подешевела до 76,66 долларов за баррель, а Brent упала до 82,52 долларов. Чего добиваются саудиты, корреспондент Bigness.Ru узнал у учредителя World Energy Expert Group и эксперта по традиционным углеводородам Риммы Субханкуловой.
- Чего добиваются саудиты?
Здесь несколько факторов. Первый и основной - это то, что себестоимость добычи в Саудовской Аравии низкая по сравнению с аналогичной себестоимостью в других регионах, в которых добывается нефть. Таких, как Россия, как Казахстан, Канада и как США, если мы говорим про добычу сланцевой нефти. Соответственно, у них все будет зависеть от той цены, которая приемлема для их бюджета. То есть мы смотрим на затраты бюджета, основные статьи расходов, и видим, если сопоставить цены, какая цена будет минимально приемлемой для того, чтобы бюджет государства сходился, какие доходы от экспорта нефти должны быть, чтобы бюджет государства нормально существовал, осуществлялись всякие соцпрограммы и прочее. Получается, цифра где-то в 30 долларов максимум. То есть, в принципе, есть еще, куда падать. Я не говорю, что нефть завтра будет стоить 30 долларов. Конечно же, нет. Но нынешняя политика Саудовской Аравии зависит не только от Саудовской Аравии, есть и другие страны-экспортеры нефти, где себестоимость тоже низка. Это и Объединенные Арабские Эмираты, страны Персидского залива и другие члены ОПЕК.
- Почему для Саудовской Аравии выгодна низкая цена на нефть?
Разумеется, низкая цена для саудитов выгодна по той причине, что будут заморожены проекты по добыче сланцевой нефти в США. Мы знаем, что минимальная стоимость продажи, в зависимости от месторождения в США, составляет порядка 60-80 долларов. Также будет, возможно, уменьшен экспорт нефти из России по той причине, что у нас санкции. Требуются инвестиции в то, чтобы поддерживать добычу нефти в России на уровне выше, чем 10,4 миллиона баррелей в день, а эти инвестиции откуда будут браться? Так что, я не думаю, что это одни США. 27 ноября состоится встреча ОПЕК и я не уверена, что будут пересмотрены квоты по добыче нефти для всех двенадцати стран. Мне кажется, что цифра останется той же. Однако в дальнейшем будут использованы довольно-таки обычные механизмы, к которым прибегает Ирак, к которым прибегает, как сейчас стало известно, и Саудовская Аравия. Что делает Ирак? Ирак просто торгует по цене, которая ниже уровня корзины ОПЕК на несколько долларов. В принципе, это интересно покупателям в Азии. Саудовская Аравия просто сейчас скидки начала делать. Я думаю, что уровень в 30 миллионов баррелей в день сохранится в ноябре, однако каждая из стран будет находить свои механизмы в виде скидок или еще чего-то, которые будут привлекательными для основных импортеров энергоресурсов.
- Можно ли сказать, что главной целью саудитов в этой игре на понижение нефтяных цен является рынок США, куда они хотят нарастить экспорт?
Не то, чтобы это было целью саудитов. Мы же понимаем, что все заинтересованы в том, чтобы экономика США не стагнировала, росла. Не будем забывать, что те же самые саудиты вкладывают ценные бумаги в различные фонды, которые каким-то образом приурочены к США. Все-таки на данный момент это самая глобальная экономика на нашей планете. Просто, возможно, саудиты от лица ОПЕК в частности, пытаются показать, что благодаря их уровню добычи они могут влиять на мировой рынок. А у них, в общем-то, колоссальный уровень добычи - больше 30 миллионов баррелей в день. И если в каких-то других отраслях Саудовская Аравия не конкурентоспособна, то эта отрасль является основополагающей для их экономики. И соответственно, я думаю, они пытаются продемонстрировать, что занимают довольно-таки сильную позицию и могут влиять. То есть, разумеется, сланцевая революция в Штатах - это факт. Не все понимают, что тут надо предпринимать, надо ли вообще что-либо предпринимать, учитывая, что Штаты снижают зависимость от импорта энергоресурсов? Но Саудовская Аравия пытается напомнить, что она есть, у нее лидирующая позиция в ОПЕК из-за того, что у нее наибольшее количество квот в 30 миллионах баррелей нефти в день.
Как я говорила, в конце ноября будет встреча, и вряд ли будет снижение добычи. Я не первый год присутствую на этих встречах, наблюдаю за ними, и в принципе их все устраивает. Цифра 30 всегда была удобной и комфортной, вне зависимости от того, что происходит внутри самого ОПЕК. Им надо показывать, что ОПЕК - это организация, основной целью которой является покрытие спроса на нефть и стабилизация рынка. И если вдруг экспорт российской нефти уменьшится, если какие-то проекты в Штатах будут заморожены по сланцевой нефти, то рынок выровняется и роль ОПЕК будет снова доказана. Будет доказано, что это не просто организация, которая собирается два раза в год для того, чтобы что-то сделать, а это организация, которая влияет на рынок и держит его в стабильном состоянии. Просто эти страны пытаются напомнить, что не все решают крупные державы в виде Штатов, России, ЕС, но что и их роль велика. Она действительно велика, об это не нужно забывать.
Читайте также:
Рустам Танкаев: Сланцевые компании США близки к разорению
Цена на нефть скоро стабилизируется - эксперты
"Падение нефтяных цен мешает проектам в Арктике"
Николай Хренков: Разработку шельфа нельзя откладывать
Григорий Бирг: Запасы нефти в Западной Сибири истощаются