Сегодня, после подписания договоренностей по газу между Россией, Украиной и Евросоюзом, ряд экспертов высказали сомнения, что Киев будет придерживаться своих обязательств, даже несмотря на некоторые уступки со стороны Москвы. Можно ли назвать результаты переговоров успешными, корреспондент Bigness.Ru спросил у заместителя директора Института прикладных политических исследований Максима Буланова.
- Как можно расценить результаты переговоров и тот факт, что Москва пошла на уступки?
Для Москвы сейчас действительно важным оказалось проявить добрую волю. Но при этом добрая воля заведомо несколько ограничена по той простой причине, что на сегодняшний день бюджет Украины все равно не может обеспечить оплату полностью, потому что там, насколько я понимаю, предусматривается предоплата и погашение долга. А эти суммы примерно равны тем деньгам, которые сейчас находятся в бюджете Украины, и Москва пока на отсрочку хотя бы одного из этих платежей не идет. То есть в данном случае ситуация продолжает оставаться во многом патовой, дело в том, что и многие иностранные лидеры начали заявлять, что Украине пора перестать просить деньги. Москва продемонстрировала шаг навстречу, но при этом для Украины ситуация существенным образом не изменилась, то есть она оказалась в такой вилке решений, либо им оплачивать долг, либо оплачивать предоплату за газ. Но при этом долг им оплатить все равно нужно, то есть здесь вопрос финансов стоит. Оказывается такое финансовое давление на украинское правительство.
- Велика ли вероятность, что Украина до конца текущего года погасит долг за российский газ на сумму 3,1 миллиардов долларов, как пообещал вице-президент Еврокомиссии Гюнтер Эттингер?
Это только в том случае, если Европа им даст денег, но Европа просто так денег никогда не дает, Европа дает под какие-то свои конкретные интересы, ничего бесплатного не бывает. Вопрос в том, чем придется поступиться уже новому правительству Украины. Вот опять же с правительством Украины сейчас не очень понятно, что сейчас произойдет - какое это будет правительство? То есть заведомо получается, что правительство в первые же дни его существования ставится перед наличием довольно большого долга.
- Что если долг закрыт не будет? Следует ожидать новый виток газового спора?
Да, да. Насколько я понимаю позицию российского руководства, они сначала просят возврат долга, потом предоплату за газ. Денег у Украины нет, соответственно, еще один виток переговоров неизбежен. И тут либо переговоры Украины с Евросоюзом или с любым другим возможным кредитором, чтобы получить деньги, и тогда Россия просто стоит в стороне, наблюдая за этой ситуацией, либо будут трехсторонние переговоры, при которых Россия, может быть, получит какие-то преференции, в том числе и со стороны Запада, такой формат тоже нельзя исключать в принципе.
Читайте также:
Алексей Гривач: Преимущество наших заводов СПГ - близость к Азии
Главное, что газовый спор перерос в подписание документов - Алексей Громов
Яценюк: У Украины есть более $3 млрд, чтобы заплатить за газ
Киеву не по нраву предоплатная система расчетов с Россией за газ
"Прибалты будут закупать у Польши российский газ, но дороже"