В результате резкого похолодания и выпадания снега во многих российских регионах сельхозпредприятия не успели убрать с полей зерно. Аграрии жалуются, что, по всей видимости, в этом году будут серьезные потери. Что ждет Россию в этой связи, пояснил вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.
- Окажет ли это серьезное влияние на объем экспорта? Скажется ли на бюджете, ведь Россия является одним из крупнейших поставщиков зерна в мире?
- Да, действительно, проблема есть, проблема достаточно серьезная, но это Южный Урал и Сибирь. Южный Урал и Сибирь не являются экспортирующими регионами из-за того, что очень высокие железнодорожные тарифы привели к тому, что создался такой азиатский зерновой тупик. От того, что тарифы высоки, они не отправляют на экспорт. Поэтому на экспортные объемы это не повлияет.
Другое дело, что это приведет к тому, что в этих регионах цены на зерно явно будут выше, чем в основном, по России. Вот это реальное последствие, которое наиболее очевидно. То есть в принципе, напряжение серьезное есть, хотя надо смотреть, какая дальше будет погода, и что из этого смогут еще убрать. Потому что снег и похолодание - это неприятно, но не критично, вполне возможно, что снег сойдет и если будет низкая температура, то почва будет мерзлой, и соответственно, пройти по полю можно будет комбайном.
Хотя, в этом случае, конечно, качество зерна ухудшится. Значит, будет не такое высокое качество, которое типично для сибирской пшеницы. Но это вполне нормальная пшеница, и с продовольственной пшеницей у нас, в любом случае, проблем никаких не будет. Внутренние потребности страны, экспортные потребности полностью закрыты с хорошим запасом.
- Кто виноват в том, что зерно не успели убрать - сами аграрии, не проследившие за изменением погоды, или здесь причина в недостатке техники для уборки полей?
- Виноваты несколько факторов, но, в первую очередь, это, факторы природно-климатические. Потому что на том же Южном Урале очень была поздняя весна, поля поздно засеяли. И, соответственно, созревание зерна было затянуто на более отдаленный период, с более высокими природными рисками, которые мы и получили. Здесь даже не столько отсутствие, не столько нехватка техники, сколько использование упрощенных технологий. Техники, конечно, не хватает, и технологии очень упрощенные. В этом случае получить стабильно высокие надежные урожаи сложно. А в Сибири семена используются не сортовые, и добрений используется крайне мало. Но это опять, это не их вина, что крестьяне такие бестолковые. А в том, что возможности сбыта зерна резко ограничены, они не могут его вывезти на рынки ни европейской части страны, ни на экспорт из-за высоких тарифов. И, соответственно, снижается стимул уже их технологической модернизации, использования современных технологий.
Читайте также:
Воронежская область показывает небывалый рост
На Дону собрали первый миллион тонн хлеба
Ростовская область станет центром сельхозмашиностроения
Санкции: Грозит ли голод России?
Надежда Школкина: Аграриям нужна помощь государства