Российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о необходимости увеличить производство мясной и молочной продукции в стране, тем самым сократив зависимость от импорта. О том, какие препятствия стоят на пути российских фермеров, корреспонденту Bigness.Ru рассказал представитель Всероссийской ассоциации крестьянско-фермерского хозяйства Игорь Черных.
- Какие главные трудности стоят сегодня перед российскими фермерами, ответственными за импортозамещение в отрасли мясного и молочного производства?
Перед российскими фермерами единственная задача - выжить, чтобы не исчезнуть как класс. Корма для свиней и для птиц мы получаем из-за границы. Мы не можем эти заводы комбикорма построить здесь в России, чтобы нам не гонять за 6 рублей зерно, а потом покупать его за 30-40 рублей или там за 50 за килограмм. На последнем совещании, о котором я прочитал, глава минсельхоза Николай Федоров стал докладывать, что все хорошо, все нормально. И Медведев его перебил и сказал, что у нас количество голов сократилось по сравнению с прошлым годом на 500 000. То есть у нас животноводство с каждым годом все меньше и меньше. Имеется в виду, в абсолютных цифрах. Закредитованы очень сильно фермеры, они еще не могут отдать кредиты, которые взяли в 2010, 2011 году, в 2012 и 2013-м.
- То есть с этим связаны главные проблемы?
Да, большая закредитованность. У нас дорогие очень кредиты. Если на Западе 2-3 процента, то у нас 15-16. Если на Западе поддержка 300-600 евро, то у нас 6 евро. Понимаете, цифры какие? 300-600 и 6? Есть разница? Дотация в 100 раз меньше, в 50-100 раз меньше по некоторым позициям, чем на Западе.
- Как можно изменить ситуацию?
А как решить? Тут другая проблема. Свинина очень подорожала только по той простой причине, что холдинги, которые строят большие свинокомплексы, на 200-300 тысяч голов, а иногда и на миллион голов, они решили, что частник им не конкурент. И они придумали такую штуку, которая называется "африканская чума". Таким образом в Центральной России уничтожили породу свиней, которые питались за счет отходов в подворье. То есть не доел человек еду - хрюшке, что-то прогнило, он - хрюшке. А сейчас хрюшек нет. Если вы сейчас пойдете на рынок, вы получите только мясо, так называемое, беконное. А это те свиньи, которые жрут только импортные комбикорма. То есть мы таким образом, уничтожили свиноводство в России. И соответственно, цена на свинину поднялась на 50 процентов, а где-то и на 100 процентов. Если она в закупке год назад стоила 120-130 рублей килограмм, то сейчас она стоит уже 180-190, и цены подскочили.
У нас громадный процент воровства. Зачем все делаются эти холдинги, комплексы большие? А для того, чтобы украсть деньги. Я рассматриваю контору минсельхоз, как организацию, которая ворует бюджетные деньги, распределяет их между собой. Последний коррупционный скандал с Еленой Скрынник и ее командой - яркое тому подтверждение. Воровство у нас очень сильное.
- Требуется ли какое-то содействие государства в виде субсидий и так далее для восстановления сельского хозяйства?
А субсидии государство дает, но для того, чтобы получить субсидии, надо составить 38 документов и их подать ровно в срок. И если ты, не дай бог, опоздал на два часа или на три минуты, тебе заворачивают все документы и говорят - ты не попал. Это делается опять же по одной простой причине. Деньги, которые поступают в региональный минсельхоз, там прокручивают, своим на депозиты кладут или прочее. Им деньги эти невыгодно отдать фермеру, им выгодно их куда-то запустить. Если, например, в Эстонии скотоместо стоит, условно говоря, 300-350 тысяч, у нас почему-то скотоместо для коровы доходит 1 миллиона 100. Что, у нас коровы какие-то другие? Банкиру просто неинтересно кредитовать мелкого фермера, ему интересно кредитовать крупного олигарха, который украдет деньги, заложат они 10-15 миллиардов на какой-то комплекс и получат откат.
Читайте также:
"Отказ селян от коров бьет по молочной отрасли"
Кирилл Черкасов: Необходимо убедить РЖД снизить тарифы для зерна
Аркадий Злочевский: Сибирякам дорого возить зерно на Дальний Восток
Россия запретила ввоз украинских сыров с 14 октября
Николай Соин: Российским фермерам не хватает дисциплины
Виктор Лищенко: В России торговля продовольствием стихийна
Евгения Уваркина: Минсельхоз подрывает доверие бизнеса к сельскому хозяйству
Виктория Берлай: Государство должно кредитовать различные отрасли сельского хозяйства