Правительство обсуждает необходимость позволить Газпрому снижать цены на внутреннем рынке для предприятий на 15-20 процентов ниже тарифов, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Руководство монополии в целом согласно, но вопрос стоит в размере скидки и величине предприятий, которым она полагается. О проблемах внутреннего газового рынка корреспондент Bigness.Ru побеседовал с директором Фонда энергетического развития, экспертом по энергетике Сергеем Пикиным.
- До каких пределов Газпром готов будет снизить тарифы для российских предприятий? И существенная ли это будет поддержка для внутреннего производства?
Помимо снижения тарифов относительно текущего уровня, есть еще другой механизм, который должен заработать в этом году. Это газовая биржа. В 20-х числах октября как раз эта биржа должна заработать. И я думаю, что как раз первые биржевые контракты будут идти по ценам даже чуть ниже, чем тарифные. В первую очередь, конечно, снижение стоимости повлияет на энергетиков - тех, кто вырабатывает энергию из газа, во-вторых, это химики - те, кто работает на рынке удобрений. Потому что они тоже достаточно много потребляют газа, и металлургия тоже. Те, кто работает именно с газом. Вот, собственно, главные потребители основные, самые крупные. И для них, конечно, снижение на 4-5 процентов, это уже очень хорошее достижение.
- Год назад, когда только обсуждалась заморозка тарифов, Газпром рассказывал о потерях в размере полтриллиона рублей, которые в случае принятия этого решения понесет монополия, а вместе с тем и госбюджет. В нынешних обстоятельства, связанных с санкциями, что для правительства должно быть важнее - поступления в бюджет от прибыли Газпрома, или быстрое развитие стратегически важных предприятий?
Я думаю, что полтриллиона - все-таки завышенная цифра, а реально, если Газпром действительно сможет больше объемов поставлять на внутренний рынок, то он выиграет гораздо больше, чем эти потери или еще что-то. Тем более, что другие производители, такие, как Роснефть, "Итера" очень активно работают на русском рынке, дают скидки потребителям, и тем самым Газпром теряет внутренний рынок. Поэтому чем он быстрее сможет восстановить свои позиции и давать скидки, тем он будет выгоднее и выгоднее для бюджета.
Читайте также:
Юрий Липатов: Важно, что Газпром за снижение тарифов для заводов
Англо-голландский нефтегазовый концерн приостановил партнерство с "Газпром нефтью"
Геннадий Шмаль: Никто не думал, что реверс газа возможен
Николай Власенко: Настал момент привлечь частный капитал в нефтяные компании
Андрей Костин назвал "стремной" возможность покупки "Мечела"