Промышленники бьют тревогу в связи со скорым размораживанием тарифов естественных монополий. В связи с этим вновь подорожают не только грузоперевозки, но и газ. Правительство предполагает позволить Газпрому опускать цену на газ для предприятий на 15-20 процентов ниже тарифов, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Газпром же готов на снижение цены в пределах 4-5 процентов, причем только для крупных промпроизводств, которые потребляют более 100 миллинов кубометров в год. О возможном снижении тарифов на газ Bigness.Ru рассказал первый зампред комитета ГД по энергетике Юрий Липатов.
- Предприятия какой отрасли потребляют достаточно газа для получения скидки, которую готов предоставить Газпром? Почему не обсуждается снижение тарифов для предприятий менее крупных, но которые сегодня имеют стратегически важное значение для России?
Я думаю, что здесь нужно сейчас говорить не о конкретных предприятиях, а вообще об идее. То есть эта идея обсуждается в правительстве почти год, и последнее заседание, насколько я информирован, было 2 октября у Дворковича, где, действительно, рассматривался вопрос о том, чтобы разрешить Газпрому до 20 процентов снижать цены относительно установленных тарифов. Но это решение не принято и, насколько я проинформирован в этом вопросе, соответствующим службам, в том числе федеральной службе по тарифам, даны поручения более детально проработать этот вопрос. В целом, если говорить о философии, то Газпром принимает эту позицию. Дальше встает вопрос, а почему Газпром принимает эту позицию, сам готов нести соответствующие убытки? На этот вопрос ответ следующий - появляются новые поставщики газа, которые не связаны тарифной системой, то есть они отпускают газ по договорным ценам. И, соответственно, у Газпрома появляется конкуренция на внутреннем рынке. И для того, чтобы успешно вести свою торговлю товаром в условиях надвигающейся и происходящей конкуренции, Газпром, действительно, желал бы иметь более гибкую систему во взаимоотношениях со своими потребителями. Конечно, здесь речь идет о предприятиях, которые, я полагаю, получают большие объемы газа. Если говорить, какие предприятия по промышленности. То я думаю, что может быть, это и вопрос не сегодняшнего, потому что решение не принято. А так, в целом, есть и металлургические заводы, и химические
заводы по производству минеральных удобрений, есть крупнейшие машиностроительные предприятия, в которых работает большое количество трудящихся, и предприятия, которые имеют огромные площади производственные. В том числе, немало оборудования, которое в плане технологий потребляет как топливо газ.
- Наверно было бы тоже правильно включить в список нуждающихя в скидке и агропромышленные комплексы, которые в связи с продовольственным эмбарго отвечают за продовольственную безопасность страны, а также инновационные производства?
Здесь вопрос уже будет за Газпромом, как я понимаю. если Газпрому разрешат самому маневрировать свою цену, в пределах 20-процентной скидки, то они уже сами там будут разбираться, с кем и как заключать соответствующие договора.
- Можно ли ожидать, что на правительственном уровне, если вопрос будет утвержден, составят конкретный список предприятий, которым бы давались существенные скидки на газ?
Я думаю, что после того, как в правительство будет представлено довольно-таки объективная аналитическая записка, касающаяся всех потребителей по отраслям, там будут принимать соответствующие решения. Поэтому я бы не стал вперед батьки в пекло лезть, сейчас специалисты позанимаются, потом посмотрим. Самое главное, что эта тема обсуждается. И самое главное, что эту идею, философию поддерживает самый главный наш поставщик газа - Газпром. До недавнего времени Газпром был абсолютным монополистом и по сути дела никто не мог вообще ставить под сомнение цену на газ. Как государство предъявило, так и определило.
Читайте также:
"Если Европе не нужен газ, мы отправим эти объемы в Китай"
Виталий Крюков: "Южный поток" подорожал из-за санкций
Медведев утвердил концепцию развития внутренней продовольственной помощи в России
Кирилл Черкасов: Необходимо убедить РЖД снизить тарифы для зерна
Андрей Карнеев: Нужно налаживать собственное производство оборудования