"Дорожная карта" по замещению импорта в сфере сельского хозяйства России предусматривает сокращение к 2020 году поставок импортного мяса с 21,6 до 7,7 процентов, молока и молочной продукции - с 23,6 до 16,6, а овощей - с 14,6 до 10,1. Bigness.Ru обсудил меры по развитию отрасли с председателем Крестьянского союза Московской области Николаем Соиным.
- Вчера на открытии выставки "Золотая осень" в Москве Дмитрий Медведев утвердил "дорожную карту" по импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы. Как указано на правительственном сайте, в "дорожную карту" включены мероприятия по повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и совершенствованию государственного ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора), в том числе по созданию государственной автоматизированной информационной системы раннего оповещения о случаях выявления опасных в ветеринарно-санитарном отношении товаров. Как Вы оцениваете эффективность создания такой системы?
Наверное, давно ее пора было сделать. По крайней мере, за последнее время я не слышал, чтобы мы что-то ограничивали. Были там вспышки чумы африканской среди свиней, или, кроме того, ящура среди крупнорогатого скота. Африканская чума есть и сейчас, мероприятия проводятся. Допустим, при африканской чуме на личные подсобные хозяйства, мелкие фермерские, приходят запреты на развитие и производство свинины. Происходит забой скота - свиней в личных подсобных хозяйствах. А замещение животных приветствуется, развитие крупнорогатого, бычков или кур, или индеек, то есть замещением чем-то происходит. Такие мероприятия все время проводились. А то, что планируется под этой системой - надо же понимать, что здесь будет. И по земле они хотят проводить мероприятия большие, со штрафными санкциями, и по животным, санитарному контролю то же самое. Ужесточение должно быть.
- В чем заключаются главные трудности с действующей сегодня системой ветеринарного и фитосанитарного контроля?
Дисциплина должна быть. Нас ведь чему правила учат? Правила учат, чтобы их выполняли. Правильно? И должна быть дисциплина. Иногда мы дисциплиной пренебрегаем, а потом говорим: пока гром не грянет, мужик не перекреститься. Потом мы начинаем креститься, вот почему и как. Дисциплина хромает. Особенно в личных подсобных хозяйствах.
- Как увеличить эффективность использования земель?
Соблюдать технологические карты. Вот есть производство зерна, есть технологическая карта. Вот вы там смотрите на свой "айфон", он сделан по технологической карте. Кто-то делает одно, кто-то второе из каких-то материалов, и так далее, и так далее - все это дело контролируется, и получается "айфон". Вот и зерно должно получиться только тогда, когда есть технологическая карта производства зерна, и ее просто надо выполнять. А если мы не выполняем, теряем урожай. Это вопрос самый главный. Плюс еще природа. Это же не "айфон" делать под крышей, правда? А делать это надо в условиях засухи или проливных дождей. Тоже имеются поправки на это. Я считаю, что самое главное - это технологическая дисциплина, это первый вопрос. И второй вопрос - хорошие производительные машины.
- Дорожная карта предусматривает совершенствование механизмов таможенно-тарифного регулирования импорта основных видов сельскохозяйственной, рыбной и другой продукции из водных биологических ресурсов с учетом членства России во Всемирной торговой организации и Таможенном союзе. Каких изменений можно ожидать в этом направлении?
Трудно сказать. Если смотреть рыбу, то я здесь не специалист. А что касается вообще импортозамещения, то у нас очень много проблем, по крайней мере, с тем, что надо знать, что мы вообще производим. Что у нас у самих есть. Мы зачастую у себя используем данные центров социального обслуживания (ЦСО). Не знаем, что у нас есть на самом деле. Поэтому нет государственной на уровне ЦСО отчетности. Вот здесь очень интересные проблемы. Когда мы берем и выполняем любую программу на компьютере, мы туда должны вначале заложить исходные данные, а потом уже программа выдаст нам результат. А если мы на порядок ошибаемся при закладке этой программы, мы не знаем, сколько будет посажено, сколько будет посеяно, и потом запланировать результаты очень и очень тяжело. Я бы два момента отметил: это планирование и выполнение технологических карт.
- Исходя из вашего опыта, как вы считаете, какие меры необходимо включить в «дорожную карту» по импортозамещению в сельском хозяйстве?
Я уже неоднократно это говорил и повторюсь, что есть правила дорожного движения. И, если ты их не нарушаешь, ты застрахован от всех бед, которые творятся на дороге. Бывают случайности всякие, но если все ездят по правилам, то у нас нарушений никаких не будет, и все будет хорошо. Вот нам нужны такие правила. Не какие-то отрывистые, вот сегодня дорожная карта, завтра эта карта появилась - то мы мелиорацию раскручиваем, то мы еще что-то раскручиваем. Мы дергаемся. А вот правила дорожного движения мы так и не создали. Так и «дорожная карта», она уйдет потихонечку. Как ушла куда-то продовольственная концепция безопасности, потом еще что-то возникло, и мелиорация возникала. Мы этого не видим. Вот здесь судьба будет такая же. Здесь надо остановиться. Нужно пригласить специалистов, нужно разработать правила игры в сельском хозяйстве и тогда с нас спрашивать только эти правила. Ведь ни в одной стране столько программ по сельскому хозяйству нет и не одна страна по сельскому хозяйству не работает так.
Читайте также:
Виктор Лищенко: В России торговля продовольствием стихийна
Заводы ВПК надо вернуть государству - Александр Тарнаев
Андрей Фролов: "Оборонке" не хватает рук, а не мозгов
Никита Масленников: Инвесторы плохо представляют качество российских активов