Черноморский флот пополнится десятками новых кораблей, заявил глава ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков. Строительство кораблей - это часть правительственного плана восстановления ВПК, который до недавних пор ощущал нехватку финансирования. Как обстоят дела с флотом сегодня, Bigness.Ru рассказал член комитета ГД по транспорту, моряк и председатель совета директоров Калининградского морского торгового порта Андрей Колесник:
Флот очень серьезно восстанавливается. Восстанавливается наше оружие возмездия - подводные лодки с баллистическими ракетами. Почему оружия возмездия? Потому что несут службу в разных точках мирового океана, и даже если, не дай Бог, что там произойдет, противник не окажется безнаказанным, оружие его в любом месте поразит. Поэтому, прежде чем в сторону России косо смотреть, надо подумать. Более того, Россия имеет более 60 тысячи километров границы всей по периметру, 60. 932 километра, из них более 38 тысяч, по-моему, 39 тысяч, по морским границам, по морям и океанам. У нас морская держава, а некоторые наши противники пытаются представить, что это сухопутная держава, колоссальные расстояния. У нас 11 часовых поясов, колоссальное количество суши, 1/7. Тем не менее, имея такие границы, говорить, что мы сухопутная держава, по меньшей мере не корректно. Тем более, наш российский флот действует с 1696 года и был создан по указу Петра 1, Дума постановила: морским судам быть, и флот наш начинал с Азовского и Черного моря. Иногда люди спрашивают, почему у нас на реках закладывались 52 верфи первые и были заложены? А заложены были, потому что от Воронежа все реки велись в сторону Азова, это закончилось через три года взятием крепости Азак (Азов), и Россия начинала закрепляться в конструктивных рубежах. И в 1783 году Крым стал нашим.
Как сказал Князь Потемкин Екатерине, что Крым наш. И Крым, как полуостров, наша Россия теперь имеет возможность контролировать не только проливную зону, начиная с Босфора, Дарданеллы, Средиземное море до Гибралтара, и до выхода в Атлантический океан. И, собственно, вся акватория Черного моря стратегически важно для России, это наше южное подбрюшье. Кстати, если быть до конца точным, первый корабль серьезный, почтовый фрегат был построен еще отцом Петра Алексеем Михайловичем в 1669 году, и он должен был выполнять функцию по охране торгового мореплавания на Каспии. Сейчас Каспием мы тоже не занимаемся. Вы знаете, что три подводные лодки типа Борей скоро сойдут со стапелей. Одна из них называется Владимир Мономах, название серьезное. Кстати, Владимир Мономах - князь Переяславский, Черниговский, Смоленский и Киевский в 1612 году - это тот, который и знаменитое поучение написал, а в 1613 году он был Великим Киевским князем.
И Черноморский флот как раз являлся одним из первых флотов, который в России и возник серьезно, потому что Балтийским флотом стали заниматься только с 1603 года, когда войска Суворова подожгли на Балтике, и под командованием Петра в 1714 году флотилия победила шведскую флотилию под командованием адмирала Иреншельда, и в 1720 году битва при Рейнельде начала эпоху России и ее владычество на Балтийском театре военных действий, но все равно это начиналось с Черноморского флота. Там большие глубины, есть форошие оперативные просторы для действия дизельных подводных лодок, дизельный проход, зона считается черноморская.
И то, что там закладываются верфи - продолжается динамика традиций Черноморского флота, заложенная еще Федором Федоровичем Ушаковым знаменитым, который с Потемкиным является основателем Черноморского флота. Кстати, единственный адмирал, морской офицер Федор Ушаков, который причислен к Лику Святых, в Ярославской губернии. Так что, все это продолжение, и финансирование флота очень серьезное. Тем более, вы знаете, что у нас колоссальное количество, огромная территория на Севере, где находятся наши кладовые на Северном континентальном шельфе, и нам тоже их надо прикрыть, тоже корабли серьезные, и подводные лодки. И плюс, нам нельзя забывать о патрульных судах, которые патрулируют наши рыболовные зоны, биоресурс, а биоресурс рыбный - это здоровье нации, это касается Тихоокеанского флота, и Черноморского в частности. Россия отстаивает свои интересы. Как бы это не было противно США, у России тоже есть свои интересы, которые она будет отстаивать. А для того, чтобы их защитить, есть пути выбора.
- Отразились ли на судостроительном секторе санкции Запада, направленные против российских оборонных предприятий?
Я думаю, мы теперь отказались от этих иллюзий, а у нас часть населения не верила, что Запад нам поможет, я думаю, что здесь, по меткому выражению Александра III, которое является актуальным и сегодня, что у России два союзника: армия и флот. И вот на них должны надеятся, и наше население должно знать, что имея такой флот и такую армию, которая продолжает очень постепенно и очень последовательно развиваться, может спать спокойно. Наше население, наша страна находится под надежной защитой, вы видите различные новации, начиная от защиты средств для наших солдат, чтобы они могли идти на поле боя и заканчивая мощными ударными комплексами. Считаю, что развитие идет в нужном направлении и инновационном, современном, и отвечает современному обществу. Так что здесь у нас не скажу, что все в порядке, но пределу совершенству нет. Надо знать работу, потому что, самоуспокоенность приводит к регрессу. Я думаю, что совершенствуемся дальше, динамика. Самое главное, что мы наконец определились со своей стратегией, и, наконец, поняли, кто наши союзники, поняли, что надо на самих себя надеяться. Мы не можем зависеть от настроения заокеанских дядей. У нас, на европейском материке будут они вводить санкции... Не будут! Это вообще не должно отражаться на нашем народе.
- Существуют ли какие-то трудности в сфере судостроения?
Обращать внимание стоит на кадры. В 1990-е годы, к сожалению, мы потеряли кадры серьезных кораблестроителей, надо все-таки больше уделять внимания вузам, и не только вузам. У нас, на Украине, в свое время был кораблестроительный институт, откуда выходили корабелы высшего класса, но и среднее профессионально-техническое образование было важно. Например, даже сварщику корпуса, для того, чтобы стапель сделать такое содейство инженерных решений необходимо было, что реализовать их может только высококвалифицированный рабочий. На это надо обратить внимание. И вспомните наши фильмы - Семья Журбиных - тогда была целая династия корабелов, уважаемая профессия. Корабелов были целые династии. Надо вернуться к этому, к возрождению династий, и возрождению тех людей, которые в корабельном деле владеют своей профессией досканально. Если мы реализуем это, решим этот вопрос, тогда мы за наше кораблестроение можем быть спокойны. А все остальное прийдет.