Независимое развитие России с упором на собственную промышленность невозможно без поддержания отечественных крестьян. Однако проблема кредитования сельского хозяйства, коим до сих пор занимается в основном Россельхозбанк, по-прежнему не решена. Как снизить риски, связанные с этой отраслью, и почему в России эти риски выше, чем в Европе, Bigness.Ru рассказала председатель комиссии по вопросам АПК развития сельских территорий Общественной палаты РФ, член правления "СОЮЗМОЛОКО" Евгения Уваркина.
- Россельхозбанк, на котором лежит ответственность за кредитование сельскохозяйственников нашей страны, по данным СМИ, поднимал вопрос о сворачивании наиболее рискованных направлений кредитования, таких как сезонные полевые работы, развитие подотраслей мясного и молочного скотоводства. И хотя представитель Россельхозбанка сказал, что в настоящее время этот вопрос уже не актуален, риски в сельскохозяйственной отрасли по-прежнему остаются высоки. Почему к настоящему времени эти главные проблемы российского АПК не решены?
Это очень серьезная проблема. Нельзя не задуматься в целом, что сегодня у нас происходит исполнение программ по субсидированию инвестиционных кредитов. То есть мы сейчас столкнулись с тем, что у нас более 6 тысячи проектов, общая задолженность которых по субсидированию сейчас порядка 22 миллиардов рублей по всем направлениям. Минсельхоз сегодня поднимает те проекты, которые, к сожалению, не прошли комиссию Минсельхоза и не субсидируются сегодня. А начало реализации этих проектов - в 2012-2013 и в 2014 году. Они тоже как-то живут без субсидирования, что привело ряд предприятий к очень серьезным финансовым сложностям. И, конечно, это не может не отразиться на оценках, которые уже официально декларирует Россельхозбанк, цель которого, в первую очередь, кредитовать отрасли АПК.
Читайте также: Европа спасает своих аграриев финансовыми вливаниями
Но, в связи с тем, что они видят АПК как очень рисковое, и, к сожалению, не только в части климатических, погодных условий, а в первую очередь, в части финансовой неустойчивости, необязательности, негарантированности тех программ, которые декларируют, как государственные программы. К сожалению, это некачественная работа, планирование и отстаивание со стороны Минсельхоза, со стороны того, что сегодня отраслевые союзы общаются с Минсельхозом в качестве факультатива, то есть мнение отраслевых союзов совсем не обязательно и не учитывается.
Минсельхоз, к сожалению, с большим запозданием отстаивает дополнительную потребность по финансированию для тех предприятий, которые уже вошли в реализацию проекта. И то, что сегодня РСХБ собирался сворачивать рискованные проекты, видимо, это результат и государственной работы. И в целом, это очень серьезная угроза для России, для задач, которые ставит президент, правительство, по импортозамещению, по наращиванию объемов производства собственной продукции. Все это очень серьезная угроза.
- Как государство могло бы уменьшить риски для банков, кредитующих сельское хозяйство?
Государство в лице Минсельхоза, в первую очередь, как профильного министерства должно четко просчитывать потребности в денежных ресурсах и предоставить открытый доступ для бизнеса, какие средства в программах есть. Чтобы бизнес, заходя в проекты, мог ориентироваться на то, что есть и будет исполнено. Сегодня, в рамках бюджетных правил, Минсельхоз имеет аргумент на все случаи жизни. В том случае, если я, как бизнесмен, открываю федеральную целевую программу и вижу, что есть целевая программа по развитию, к примеру, молочного направления, мясного, есть программы, есть деньги по этой программе, есть цели по приросту объемов производства молока, я думаю: "Классно, это государству нужно, есть программы, есть порядок выплат, есть критерии, которым должен соответствовать проект". Кстати, на основании данной федеральной программы я строю свои бизнес-планы, с этим бизнес-планом иду в банк.
Одним из критериев окупаемости и показателей, которые влияют на окупаемость, являются такие дотации, как, в первую очередь, субсидирование части процентной ставки, ставки рефинансирования, в данном случае по инвестиционным кредитам. Я это закладываю в свой бюджет, в свой бизнес-план, приношу в банк, банк у меня не принимает этот бизнес-план. И когда я открыла кредитование, приступила к строительству, построила комплекс, ввела его в эксплуатацию, я сдаю в Минсельхоз документы для того, чтобы получать субсидирование, а Минсельхоз говорит: подождите, коллеги, денег нет. Я говорю: но есть же федеральная программа, там же есть деньги! Денег не хватило, или деньги снялись, перераспределили по какой-то причине. И все, что мы можем - только в рамках бюджетных ассигнований, которые выделены. Хотя выделение этих ассигнований, отстаивание по необходимым суммам делает Минсельхоз. Тогда для чего у нас федеральная целевая программа, которая была принята в конце 2012 года, программа 2013-2020, где прописаны те деньги, которые заложены, если мы их получить не можем?
Еще по теме: Олег Александров: Единственная надежда сельского хозяйства - бюджет
И в результате, если бы мы четко планировали деньги, четко выполняли обязательства по субсидированию процентной ставки, в этом случае было бы доверие банков, и в первую очередь, доверие бизнеса. Ведь это только одна веточка, когда профильный банк, Россельхозбанк говорит, что он не будет кредитовать рисковые отрасли: молочное животноводство и мясное, и оборотные кредиты. Но мы же должны понимать, что большая часть инвесторов точно так же относится к этому, что они не пойдут в те проекты, которые рисковые, где нет обязательств и где большие сроки окупаемости. Соответственно, мы просто приходим к тому, что мы остаемся на позиции импортозамещения и постоянной динамике прироста по импортозамещению, а это угроза продовольственной безопасности. К сожалению, причина тому некачественное планирование, самостоятельное планирование без четкого согласования с отраслевыми союзами. И даже после того, что цифры какие-то спланированы, и деньги под это спланированы, потом есть практика постоянного переброса денег, что еще раз окончательно добивает доверие бизнеса, банков, и все ставят крест на идее идти в эти бизнес-проекты, банкам кредитовать эти проекты. Только после изменения подходов в части обязательства, гарантированности, прозрачности, открытости информации по тем бюджетным средствам, которые заложены для выполнения целевых программ, и соответственно, открытости реестров всех кредитов, план-расчетов субсидий, когда придет понимание того, что этих денег достаточно, только когда бизнес и банки увидят эти изменения, они будут способны кредитовать.
Читайте также: "Расширение производства мяса - это длительный процесс"