Президент России Владимир Путин на форуме "ВТБ Капитал" "Россия зовет!" отметил, что в нынешней ситуации приватизация государственных пакетов в энергетических компаниях допустима. Что ждет компании в этой связи, Bigness.ru прокомментировал руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
- Как вы можете прокомментировать заявление Президента?
- Я думаю, что не стоит это заявление расценивать, как побуждающий призыв к действию. Я думаю, что президент, если не вырывать из контекста все же оговорился, потому то коньюктруная ситуация сейчас не самая лучшая, и надо, как обычно, все взвесить. Тема приватизации пакета госкомпаний, таких, как Роснефть, Совкомфлот и т.д. звучит уже давно, несколько лет остается, что называется, на плаву. Бывает, что звучат такие активные попытки со стороны правительства провести приватизацию, но дело пока еще не сдвинулось с точки.
Допустим, у руководства Роснефти есть объективные причины тормозить эти процессы. Дело в том, что рыночная капитализация компаний сейчас не на лучших уровнях, и, что называется, задешево отдавать столь стратегически важные интересные активы нецелесообразно ни с позиции бюджета, ни с позиции в целом экономических реалий, которые есть.
То есть получается, что государство просто будет терять. Просто тренд на приватизацию, стратегический тренд, концептуальное видение таково, что государство будет продавать активы. Зачем сверх контрольных пакетов государств удерживать на балансе эти акции? Конечно, вполне более приемлемая ситуация, когда эти деньги пойдут в бюджет, который, как известно, требует дополнительных вливаний, и это более эффективные методики. Сейчас есть понимание у властей, что достаточно иметь контрольный пакет ряда стратегических активов в энергетической отрасли, чтобы эффективно управлять ими. Ну а остальная часть может быть в руках частных инвесторов, и, опять же, здесь речь идет и об иностранных инвестициях, деньгах. Соответственно, в приватизации могут принять участие наши восточные партнеры. Кстати, широко тоже в последнее время обсуждается такая перспектива.
- Почему это стало возможным?
- Просто эта тема очень важная, она никуда не девалась. Она то замолкает, то выходит на поверхность. То есть, тема приватизации уже давно очень звучит, особенно по Роснефти - несколько лет, но там никаких подвижек нет. Есть понимание, идет подготовка сценариев, то есть Роскомимущество в этом активно участвует, но конкретных предложений пока еще не сформировано. И еще раз замечу, почему тему приватизации несколько
позабыли последнее время - потому что сейчас не лучшая ситуация ее проводить. Пока дивиденды стоят достаточно дешево, планка их рыночной капитализации не на тех уровнях, которые могут побуждать к формированию сроков приватизации. Когда мы выйдем на более устойчивый режим и когда биржи воспрянут - тогда можно говорить уже будет более предметно о том, что приватизировать и когда.
- Как отразится на эффективности этих компаний и какие конкретно энергетические компании могут попасть под приватизацию, даже частичную?
- Их не так много. Это первый пакет Роснефти, возможно, можно причислять косвенно к энергетическим компаниям и смежную отрасль Совкомфлот. А остальные - это уже речь идет об Аэрофлоте, Сбербанке и прочих государственных активах - уже немножко не наша тема.
А все остальное - это очень опосредованные тенденции. То есть, здесь принципиально, что под энергетическими компаниями подразумевают Роснефть. Конечно, ее пакет наиболее весом, и от продажи именно ее акций будут меняться бюджетные корректировки.