Президент России Владимир Путин на форуме «ВТБ Капитал» «Россия зовет!» сделал ряд знаковых заявлений. В частности, глава государства сказал, что в нынешней ситуации приватизация государственных пакетов в энергетических компаниях допустима. Почему это стало возможным, Bigness.ru прокомментировал член Комитета Совета Федерации по экономической политике Николай Власенко.
- Как Вы можете прокомментировать заявление Президента?
- Я предполагаю, что, во-первых, это обусловлено тем, что есть определенное недополучение доходов в бюджет, в связи с понижением цен на нефть, и, наверное, в этой связи очень важно изыскивать дополнительные источники доходов.
Второй момент. Все-таки государственное управление менее эффективное, чем частное, при прочих равных условиях, и, наверное, сейчас настал момент привлечь каких-нибудь частных инвесторов в акционерный капитал этих нефтяных компаний, чтобы повысить управляемость, эффективность этих компаний, то есть, сделать более публичные компании. Потому что когда компания продает часть государственных акций, то естественно
делается аудит известными аудиторскими компаниям.
Инвестиционные банки проводят аудит-компании. То есть это повысит прозрачность этих компаний и для государства и для общества, привлечет дополнительных акционеров, и, может быть, в этот сектор прийдут новые идеи. Потому что, мы видим, что и добыча пока прекратилась, и нам важно, чтобы все-таки какие-то технологические идеи пришли с новыми акционерами.
Мне кажется, что здесь как раз две задачи. Первая чисто официальная, может быть, бюджетная - получить дополнительные доходы в бюджет, а вторая - повысить прозрачность этих компаний и привлечь новые идеи, новых акционеров
- Какие конкретно энергетические компании могут попасть под приватизацию, даже частичную?
- Роснефть, Транснефть, может быть, Газпром - частично. В общем, компаний много с государственным участием, поэтому какие конкретно будут выбраны я не знаю, надо посмотреть, какой перечень даст правительство. Но,
вообще, сейчас слишком большая доля с участием государства в экономике, во всех компаниях, в монополиях, но и не только в монополиях, ( то же самое РЖД). Для рынка, для экономики это не очень хорошо из-за особенности, что все-таки госуправление всегда менее эффективное, более неповоротливое, и не всегда рыночное.
Поэтому, какие будут выбраны компании - будет зависеть от степени подготовки к публичности той или иной компании, потому что, это тоже требует, как минимум, трехлетней аудированной отчетности, причем, аудированной она должна быть крупнейшими аудиторскими компаниями. То есть, определенные законы жанра, и за месяц-два ты не подготовишь компанию к публичной продаже или привлечению новых акционеров. Поэтому, наверное, все будет зависеть от анализа, какие из компаний наиболее готовы.
И плюс, нам же важно, чтобы была хорошая рыночная цена, и здесь такая серьезная работа инвестбанков, которые будут этим заниматься, которые должны оценить, какая часть компании наиболее выгодна для продажи.