Санкции, которые были введены в отношении России властями США и Евросоюза, побудили западных инвесторов вывести капиталы из экономики нашей страны. Откуда можно теперь ждать инвестиций в Россию, Bigness.ru пояснил экономист Института современного развития Никита Масленников.
- Прежде всего, вопрос об альтернативных западу источниках инвестиций. Объем китайских инвестиций в российскую экономику, например, уже превысил 30 миллиардов долларов и китайцы дают понять, что готовы вкладываться и дальше. Какие еще страны готовы инвестировать сегодня в российскую экономику? Может быть, Япония? Как насчет инвесторов из Латинской Америки? Из стран Ближнего Востока?
- Япония вряд ли готова, потому что она ввела санкции в отношении России. На сегодняшний день у нас существенные проблемы - закрытие международных рынков капитала для нашего корпоративного и государственного сектора. Теоретически, взять деньги можно, но вопрос, сколько они стоят, и какие лимиты на каждого заемщика выставляет банк.
Сейчас практически все кондиции заимствования находятся на неприемлемом уровне, поэтому для нас это достаточно существенная проблема, которая начинает сказываться на финансовом секторе экономики в полной мере, потому что, например, для того, чтобы погасить только основные долги банковского сектора России в ближайшие 4 квартала потребуется около 50 млрд долларов. Но, для этого придется занимать у ЦБ не менее, чем 2 трлн рублей, что, естественно, скажется отрицательно и на курсе национальной валюты и на дополнительном разгоне инфляции. Поэтому должна быть забота о поисках альтернативных источников финансирования, так как у нас действительно сейчас явный дефицит длинных денег, это уже системная проблема для российской экономики и она может решаться двумя путями.
Во-первых, это все-таки импортозамещение в финансовом секторе. Оно может быть совершенно различным. Это и выход на другие рынки капитала, на азиатские. Но проблема заключается в том, что это возможно у нас, но освоить нам их удастся не менее, чем на горизонте в 5-7 лет, потому что, на сегодняшний день мы сталкиваемся с тем, что и азиатские банки и вообще азиатские инвесторы очень плохо себе представляют качество российских активов и проектов и т.д.
Отдельные случаи с Китаем прецедентны, но пока не являются, на мой взгляд, началом некого серьезного тренда, поскольку это все-таки уже подытоживание переговоров, которые велись многие годы до этого. Это и "Сила Сибири" и Новатэк, и СПГ, и многие другие проекты. Тем не менее китайцы на наш рынок смотрят с большой осторожностью и крайне взыскательно, поэтому ожидать массового притока китайских инвестиций я бы не стал.
Другие страны еще в меньшей степени расположены, чтобы немедленно придти к всеобщему счастью и вкладываться в российские активы. Тем не менее, это абсолютно необходимое путешествие на восток для нашего финансового сектора. Эту часть, эту долю финансовых рынков, сегмент финансовых международных рынков, конечно, мы должны осваивать.
Но существует еще немало возможностей внутри страны. Это развитие внутреннего долгового рынка, как государственного, так и частных корпоративов, облигаций. К тому же еще заимстование субъектов федерации. Потенциал здесь значительный с точки зрения потребностей такого рода финансирования, но он наталкивается на ряд рукотворных структурных ограничений, когда усилиями родного правительства делается максимум для того, чтобы вырубить целые классы внутренних институциональных инвесторов.
Я имею в виду ситуацию с накопительными пенсиями. Потому что, скажем, в этом году на рынок внутреннего государственного долга не поступило порядка 550 млрд средств из накопительной пенсионной системы, потому что они были заморожены в этом году и т.п. На будущий год, примерно, такая же ситуация. Поэтому, я думаю, что еще рано ставить точку в вопросе по поводу того, что делать дальше с накопительными пенсионными средствами, аккумулированными в накопительной пенсионной системе. Я думаю, что первая ласточка, первый прецедент очень здравый и правильный, уже сделан тем, что Минфин внес в правительство законопроект, который позволяет вернуть в 2015 году до полутриллиона средств накопительных негосударственных пенсионных фондов, которые так или иначе не поступили к ним по итогам 2013 года. Эти деньги могут быть действительно использованы как внутренний источник для длинного финансирования и проектного, и для рефинансирования нынешнего корпоративного долга, и может быть даже, дополнительную поддержку внутреннему долговому рынку. Если мы сейчас подумаем, как все-таки выстроить будущие накопительные пенсионные системы придав максимум энергетики для ее стимулирования, то, я думаю, что это один из таких перспективных путей, но никак не внешний объем возможного притока инвестиций.
Что касается Латинской Америки и Ближнего Востока, то вопрос заключается в привлекательности инструментов, которые может предпринять Россия для инвестиций. Привлекательности проектов и привлекательности инструментов. Здесь, я думаю, тоже возможно многое сделать, но, в большей степени, это конечно привлекательный рынок ближневосточных капиталов. Там тоже взыскательное отношение, прежде всего, в качестве проектов.
Теоретически, у нас есть такая ахиллесова пята - крайне низкий уровень проработки проектов и, практически, отсутствие института независимых финансовых экспертиз проекта. Но, если это государственные средства, то это средства налогоплательщиков, и по большому счету здесь речь идет и должна идти о выстраивании каких-то институтов общественного контроля за расходованием этих средств.
Сколько мы можем потратить - это понятно, это все договариваются, решают, находят компромиссы, а вот во что мы это вкладываем, а какой уровень отдачи, а когда наступит окупаемость, какой общеэкономический когнитивный эффект с точки зрения ускорения экономического роста и повышения уровня жизни - эти вопросы постоянно, практически, в каждом проекте остаются открытыми, и иностранные инвесторы смотрят, в том числе, и на это, и может даже прежде всего на это. Не на текущую прибыль, а сколько долго с этого проекта можно получать остаточно высокую отдачу.
Когда нет ответов на эти вопросы, а они в первую очередь нужны нам самим, то рассчитывать на приток массированных средств трудно. Поэтому, подытожа, я бы сказал, что возможности финансового импортозамещения тех финансовых потоков, которые идут из западных стран, существуют, но главным образом нам нужно заниматься здесь устройством своего собственного финансового рынка, практически, проводя как можно быстрее масштабную структурную модернизацию всей финансовой российской системы.
Если мы это сделаем с умом, тщательно все взвесив, тогда приток прямых иностранных инвестиций уже будет следствием этих всех процессов. Если это не удастся нам, и будем делать как всегда, тогда будем находится в таком вялотекущем информационном состоянии.
- В какие еще сектора российской экономики иностранные инвесторы готовы вложить свои капиталы?
- Во-первых, сохраняется достаточное количество конкурентноспособных отраслей, например, то, что сейчас делается в нефтегазохимии, в нефтегазопереработке, в химическом комплексе - это все весьма привлекательно для иностранных инвесторов, эта связка от нефтепереработки до отраслей химического комплекса.
Второе- это, конечно же, аграрный сектор. Все понимают, что он будет получать в планах импортозамещения достаточно серьезную государственную поддержку, которой мы, напомню, постоянно не выбираем - те квоты, которые нам предоставлены правом ВТО. Нам еще нужно стараться, чтобы уложиться в эти самые нормативы, которые мы просто игнорируем И у нас есть еще лидер по господдержке даже при жестких правилах ВТО. Это, естественно, инвесторы не могут не видеть, поэтому они всегда будут вкладываться. Скажем, когда мы сегодня соберем урожай с 800 млн тонн зерновых, одновременно получаем проблему нехватки элеваторных мощностей, существенную нехватку. Это один из конкретных адресатов, куда может прийти иностранный инвестор. Тем более, что в следующем сельскохозяйственном году, с 1 июня по 1 июля следующего года РФ, скорей всего, сможет экспортировать порядка 30 млн тонн зерна и стать, как минимум, вторым экспортером в мире.
Это тоже серьезные перспективы, если туда будут вкладывать деньги. И, кроме того, сохраняется и транспортное машиностроение, как приоритет для западных инвестиций, потому что это связано с программами развития железнодорожной инфрастуктуры, таже модернизация БАМа и Трансиба, другие магистрали, высокоскоростные в том числе. Все связано с этим. Это крайне любопытно и привлекательно.
И, остается, на мой взгляд, отрасль, хотя сегодня она подпала, фактически, под санкции, и достаточно сложно там все развивается - станкостроение. Вложение сюда достаточно перспективно. Упадут санкционные режимы, инвестиции сюда пойдут. Но, а кроме того, естественно есть возможность вкладываться в модернизацию в текстильной отрасли, пищевой, кожевенной, обувной и т.д. При этом, сохраняется сотрудничество в аэрокосмических проектах со всеми странами.