Кузбасские шахтеры направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву с жалобами на убыточность работы шахт и повышение тарифов на железнодорожные перевозки. Председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности, член Общественной Палаты РФ и председатель комиссии по трудовым отношениям и пенсионному обеспечению Иван Мохначук рассказал Bigness.Ru о том, что главная проблема угольщиков - это падение цен на топливо.
- Пресса сообщает, что кузбасские шахтеры потребовали отставки Владимира Якунина в письме к председателю правительства России Дмитрию Медведеву, что связано с повышением железнодорожных тарифов на 10 процентов. Действительно ли так велики транспортные расходы на доставку угля?
Я считаю, что это не совсем правильная постановка вопроса в отношении отставки Якунина. Поскольку он, во-первых, недавно назначен генеральным директором. Он назначен, на три года с ним подписан контракт, во-вторых, насколько я знаю, Якунин всегда входил в положение шахтеров, пытался нам помогать, с нами сотрудничать. А что касается требований, я думаю, что там кто-то, наверное, погорячился. Я не вижу смысла требовать отставки, другое дело, что есть проблема по тарифам. И в связи с падением цен на уголь сегодня очень многие компании вышли на нулевую рентабельность. Очень многие, работают в убыток. И задача стоит сохранить угольную отрасль. Если сегодня поднять тарифы еще на 10 процентов, то мы уже просто вынуждены будем закрывать шахты. Шахтеры останутся без работы, и будут проблемы с углем, со всем остальным в России и в целом. Поэтому вопрос по тарифам для нас есть. Я думаю, что мы будем их решать. А что касается именно отставки Якунина, я считаю, что это неправильная постановка вопроса. Я сейчас разберусь, кто это придумал, откуда это идет.
- Есть ли необходимость в государственном регулировании вопросов угольной промышленности? Может быть, следует оказывать поддержку угольщикам в виде субсидий или преференций?
Конечно, есть необходимость, когда падает рынок, люди остаются без работы, шахты закрываются. Прежде всего, шахты - это производство длительного цикла, и если их не поддержать, то когда через год, два, три понадобится уголь и шахт не будет, мы его уже просто нигде не возьмем. И надо будет покупать, и тогда уже нам будут диктовать цены на уголь. Поэтому в кризисной ситуации, конечно, есть смысл государству поддержать шахтеров. Поддержать в каком плане? Либо дать какие-то кредиты с покрытием банковской кредитной ставки за счет бюджета, реструктуризировать. Либо за счет железнодорожных тарифов, либо за счет тарифов каких-то других видов монополий.
- Как решить проблему убыточности угольной промышленности в России, и на Кузбассе в частности?
У нас есть сельское хозяйство. Когда дожди льют, и на поле урожай убыточен. На следующий год солнце светит, оно стало прибыльным. Как решить проблемы погоды? Не решишь. Точно так же, как решить проблему глобального рынка, когда цены на уголь упали? В прошлом году и в этом году они на минусе, и государство должно помочь шахтерам. А если завтра цены пойдут в гору и возрастет востребованность в угле, тогда будет уже не убыточной, и помогать уже никому не надо. Это вопрос рынка.