На фоне санкций Владимир Путин призвал продумать механизмы доставки рыбы, выловленной на Дальнем Востоке, в центральную Россию. Сегодня тихоокеанская рыба преимущественно идет на экспорт. Что мешает поставлять продукт на внутренний рынок Bigness.Ru узнал у председателя Совета директоров медиахолдинга Fishnews ("Новости рыболовства") Эдуарда Климова.
Президент Владимир Путин уже предложил проработать механизм субсидирования добычи рыбы на Дальнем Востоке и ее доставки в центральную Россию. Достаточно ли будет субсидий для реализации поставленной цели?
К сожалению, деньгами пока эту проблему решить невозможно, потому что все-таки это упирается в целые инфраструктурные проблемы, в том числе административные барьеры. К примеру, импортную рыбу в Россию можно ввезти по электронным документам за 2 часа, она пройдет проверку за 2 часа. Российская выловленная рыба способна проверяться Россельхознадзором до 14 дней. О чем мы говорим, когда сравниваем эти 14 дней проверок Россельхознадзора и 2 часа завоза сюда импортной рыбы. Это просто смешно. Также второй блок очень важный, ждут ли в столице дальневосточную рыбу? Все-таки сети заточены и импортеры заточены на импортную рыбу, потому что импортная рыба всегда шла в рамках товарного кредита. Иностранцы дают рыбу, ты ее тут продаешь, а потом даешь финансы все. Ясно и понятно. Тащить рыбу через всю страну, меняя все бизнес-процессы, мне кажется, розница в этом особо не заинтересована. Я такой заинтересованности просто не вижу. И при том, еще такой важный фактор. Когда мы говорим о рыбе, довольно многие привыкли к охлажденной рыбе, объемному лососю из Норвегии, и никто не пытается представить, что привезти охлажденную рыбу с Индии отличается от того, чтобы привести красную рыбу с Владивостока на 7 тысяч километров. Она в принципе охлажденной не может быть. Конечно, замороженная. Идет довольно много таких лозунгов, что сейчас мы все будем покупать охлажденный лосось с Дальнего востока, но этого в принципе не может быть. Мы можем везти мороженую рыбу при
определенных условиях, эту рыбу физически везти можно по Транссибу. У нас сейчас серьезная проблема с рефрижераторным составом. Его нового просто нет. Это все вагоны советского производства, которые не дают качества перевозки рыбы, вот в чем проблема. Здесь рыбаки не являются участниками переговорного процесса, это все-таки вопросы к железным дорогам, к собственникам вагонов.
Как можно создать экономические целесообразные условия для завоза дальневосточной рыбы в европейскую часть России?
Если государство озадачится этой проблемой и поставит задачу привезти, то я уверен, что это сделать можно. Ведь рыбаки свою задачу сделали, они рыбу выловили, они привезли ее во Владивосток, и теперь рыбакам нужно за эту рыбу получить деньги. Ведь им топливо, зарплату, оплату за биоресурсы - все это требуется закрыть. А дальше что происходит? Транспорта нет, вагонов нет, ограничен Транссиб, и дальше идут эти игры на уровне железной дороги. Дайте нам на это денег, на это. Но это проблема железной дороги, к рыбакам не имеющая вообще никакого отношения.
Была озвучена проблема отсутствия собственных производств по переработке рыбы в ДВО? Действительно ли есть такие трудности и как их решить?
Все, что касается консервов, у нас хорошо, на самом деле. Просто давайте отдавать себе отчет, что консервы - это 20 век, а мы живем в 21 веке. Везде в мире самая ценная рыба - это свежая рыба. А у нас, когда правительство ставит задачу, давайте активно развивать глубокую переработку рыбы, рыбаки спрашивают, а глубокая переработка - это что? Если это консервы, то это не является каким-то качественным и полезным продуктом. Скорее всего, если мы говорим о переработке рыбы, наверное, это какие-то полуфабрикаты готовые, чтобы хозяйка купила в магазине, пришла бы домой, обрезала пакет, бросила или в микроволновку, или в печку, и был бы готовый очень вкусный продукт. Имеется в виду филе минтая, трески, красная рыба. Тут проблема в том, что рынок заполнен дешевой низкокачественной продукцией с Юго-восточной Азии и искусственного производства. Например, пангасиус. Это то, что во Вьетнаме, в этих всех странах в чанах берется, и эта рыба, якобы рыба, отправляется к нам. Рынок в этом плане сложен для российского продукта. Рыбаки вылавливают все объемы рыбы, которые дает им государство. Рыбак сделал свою работу на "отлично". Все рекомендованные объемы рыбы выловлены, доставлены на российский берег, а дальше не дело рыбака везти рыбу. Это не дело рыбака - выходить на госзакупки. Рыбаки все время говорят государству, что, если вы делаете госзакупки, покупайте российскую рыбу, а не вьетнамскую. Так что это вопрос не к рыбакам.