Как стало известно со слов пресс-секретаря министра энергетики России Александра Новака, Россия, не являясь членом ОПЕК, не будет сокращать добычу черного золота для сдерживания цены в пределах 100 долларов за баррель. В эксклюзивном интервью Bigness.Ru директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов рассказал, с чем связана такая позиция российского руководства.
Здесь нужно понимать, что не впервые возникает такая идея, и это в общем, принципиальная позиция России, что мы не играем в эти игры. Сейчас нужно понимать, что добычи в России растет очень не большими темпами. Основная роль добычи, если посмотреть в мире, приходится на США, где активно разрабатываются месторождения сланцевой нефти, и на Ирак. Там вот добыча растет достаточно быстро. Если страны, где добыча, наоборот, сокращается. Например, Ливия, Сирия, где идут, как мы знаем, военные действия. Сейчас так получилось, что рост спроса не такой значительный, как многие рассчитывали, при этом рост добычи наблюдается. Это тоже в первую очередь в США и в Ираке. Следовательно, появилась такая тенденция, что аналитики, а за ними и трейдеры стали говорить о том, что нефти очень много на рынке и соответственно, цена стала идти вниз. Сейчас нужно понимать, что в принципе, физический рынок нефти вторичен по отношению к рынку так называемой бумажной нефти.
На рынке бумажной нефти больше объем торгов, чем реально торгуют самой нефтью. Поэтому главное не то, какая ситуация сейчас на самом деле на рынке, а главное, какое представление у трейдеров, которые торгуют бумажной нефтью. Именно представление о рынке главное, о будущем этого рынка. И сейчас они считают, что нефти много на рынке и соответственно, дальше ее будет все больше и больше, потому что идет рост добычи в США и в Ираке, и его не остановить, по их представлениям. А рост спроса большой не наблюдается, и опять же по их прогнозам, не будет наблюдаться, потому что в Китае замедляется рост потребления нефти, другие страны как-то не очень. Поэтому страны начинают идти на снижение цен на нефть.
Кто в первую очередь пострадает от удешевления нефти?
При существенном снижении цен на нефть в первую очередь пострадают США. Там цены на сланцевую нефть колеблются от 70 до 85 долларов за баррель. Это не Ирак, где до 4 долларов колеблется себестоимость добычи нефти. Естественно, что это принципиальная разница. Поэтому, скорее всего, мы в ближайшее время увидим, что США попытаются помешать росту добычи в Ираке. Тем более, что там добывают нефть компании со всего мира, в том числе и Россия, Китай, Индия, Турция. Со всего мира абсолютно там компании работают. Поэтому, если снизится добыча, то американцы не то что не пострадают, а выиграют. Потому что их сланцевая нефть будет так же востребована, все будет прекрасно. Не придется закрывать свои проекты. Скорее всего, начнутся там опять какие-то агрессивные действия, война разгорится и это помешает росту добычи в Ираке.
Имеет ли Россия технологические возможность сократить добычу нефти? Как может повлиять на российскую экономику сокращение нефтедобычи с учетом нынешнего слабого состояния экономики?
Сейчас проблема в мире в том, на бумажном рынке нефти, о котором я говорил, доминируют далеко не российские трейдеры. Там американцы, англичане, крупнейшие их банки. Поэтому наши игрища здесь со своими небольшими объемами, которые мы можем сократить, вряд ли они там сыграют какую-то роль. Им нужна глобальная новость либо о том, что будет расти спрос, и тогда они начнут делать ставку на рост цен на нефть, либо что будет сокращаться добыча. А наши минимальные какие-то сокращения тут вообще ни никак на их мозги не повлияют.
А на нас как это повлияет, если мы сократим нефтедобычу?
А мы не будем ничего сокращать. Это даже никому в голову не приходит и даже обсуждать этот никто не будет.