Внешэкономбанк может лишиться права осуществить сделки с компаниями, чьи бенефициары зарегистрированы в офшорных зонах. Такие шаги правительства смотрятся как попытки добиться деофшоризации экономики. Эксперты крайне осторожны в оценках перспектив поправок к закону "О банке развития", в которых эта идея озвучивается.
Министерство экономического развития (МЭР) предложило запретить Внешэкономбанку (ВЭБ) осуществлять сделки Такая информация содержится в проекте поправок к закону «О банке развития», размещенном на едином портале правовой информации.
Как пишет Лента.ру, согласно тексту проекта, ВЭБу также могут запретить проводить сделки с физическими лицами, не являющимися гражданами России и/или имеющими гражданство иностранного государства, включенного Минфином в перечень офшоров. Документ должен вступить в силу с момента его официального опубликования.
Напомним, в декабре 2013 года президент России Владимир Путин предложил применять российские правила налогообложения в отношении компаний, которые зарегистрированы в офшоре и принадлежат российскому собственнику. "Хочешь пользоваться льготами, господдержкой и получать прибыль, работая в России, регистрируйся в российской юрисдикции".
На сегодняшний день в перечень офшорных зон, предоставляющих льготный режим налогообложения и не предусматривающих раскрытия информации при проведении финансовых операций, входят более 40 стран и территорий. В частности, Сейшельские острова, Сан-Марино, Мальта и Монако. Поправки же Минэкономразвития гораздо шире: под запрет попадут даже российские компании, если их бенефициар - офшорный владелец, пишет издание Ведомости/
В черный список Минфина входят многие из популярных среди российского бизнеса офшоров, например Британские Виргинские острова, Панама, острова Джерси и Гернси. Не входят в список низконалоговые юрисдикции, например Кипр и Люксембург, но компании в этих странах часто выполняют функцию прослоек, через которые деньги транзитом идут в офшорные структуры россиян.
ВЭБ по роду свое работы достаточно часто выдавал кредиты компаниям с офшорными владельцами. В кризис госкорпорация рефинансировала долги многих холдингов, спасая их от margin call, например предоставила UC Rusal (Джерси) $4,5 млрд в конце 2008 г., чтобы вернуть деньги пулу иностранных кредиторов. Часто иностранные кредиторы требуют, чтобы кредиты выдавались именно на иностранные компании, зарегистрированные в юрисдикциях, где права кредиторов лучше защищены, объяснял бывший менеджер «Русала». Кредит в ВЭБе получал в 2009 г. Альфа-банк, принадлежащий ABH Holdings Corp. (Британские Виргинские острова).
Кроме того, ВЭБ предоставляет кредиты компаниям, в которые вместе с иностранными партнерами инвестирует РФПИ, - многие сделки при этом оформляются через иностранные структуры российских компаний. Это также условие иностранных партнеров, говорили сотрудники РФПИ.
По мнению издания, такой законопроект - часть большой кампании правительства по борьбе с офшорными схемами. Ранее Минэкономразвития уже опубликовало законопроект, который ограничивает офшорным компаниям доступ к госгарантиям. А Минфин подготовил законопроект о контролируемых иностранных компаниях (КИК), который заставляет российские компании и граждан уплачивать налог с нераспределенной прибыли своих офшорных структур.
Подобные методы деофшоризации могут нанести российской экономике больший ущерб, чем западные санкции, цитирует газета Financial Times бизнесмена Давида Якобашвили. «Ведомостям» он пояснил, что на самом деле бизнес лишь ведет обычную лоббистскую деятельность, пытаясь смягчить слишком жесткий, по его мнению, законопроект Министерства финансов. По мнению Якобашвили, подобная политика ограничивает инвестиции в Россию, что при оттоке капитала очень не рационально. Но инвестиционные возможности в России все еще есть, хотя местные инвесторы не защищены в достаточной степени, приводит FT мнение Якобашвили. При модернизации российской правововой системы вопрос сохранения денег в стране решится сам собой.