Россия и ЕС в войне санкций вполне способны зайти достаточно далеко. В ближайшее время российским авиакомпаниям могут запретить летать над Европой в ответ на запрет пролета для европейских авиаперевозчиков. По данным экспертов, такое развитие событий грозит крахом российской авиационной отрасли.
Евросоюз готов запретить самолетам российских авиакомпаний пролетать над Европой, пишет Deutsche Welle. С точки зрения представителей еврокомиссии, ЕС вынуждена будет просто закрыть небо, так как у него нет другого выбора.
По мнению экспертов, в целом Еврокомиссия еще надеется перейти с языка санкций на язык переговоров. Чиновники ЕС считают, что подобная мера будет являться ответной в том случае, если российская сторона введет ограничение на полеты европейских авиалиний. О том, что последнее вполне вероятно, заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
"Это не означает, что они будут немедленно введены, тем не менее, они, что называется, на столе. Во-первых, это запрет использования воздушного пространства нашей страны для транзитных рейсов европейских и американских авиакомпаний в регионы Восточной Азии, то есть Азиатско-Тихоокеанский регион", - сказал Медведев на заседании правительства в четверг.
По его словам, "это очень жесткая мера. Тем не менее, о них надо упомянуть... Во-вторых, прорабатывается вопрос об изменении так называемых точек входа и выхода в воздушное пространство России для регулярных и чартерных рейсов европейских и американских авиаперевозчиков". В числе возможных санкций со стороны России - изменение транссибирских маршрутных схем для европейских перевозчиков, отмена ряда чартерных рейсов, а также утвержденная сегодня отмена разрешения на транзит украинских авиаперевозчиков в воздушном пространстве РФ.
Тем не менее, санкции этой отрасли уже стартовали, причем начал их введение ЕС. Напомним, первой жертвой санкций в воздушном пространстве стал российский лоукостер "Добролет", совершавший полеты Москва - Симферополь, - до 15 сентября по этому маршруту загрузка рейсов была 100%.
30 июля авиакомпания оказалась в списке тех, на кого распространяются санкции ЕС - «потому что ее основным видом деятельности были авиаперевозки в Крым, который признан оккупированной территорией».
4 августа стало известно, что "Добролет" приостанавливает свои полеты, поскольку ряд европейских контрагентов аннулировали договора лизинга, технического обслуживания и страхования воздушных судов, а также отказались предоставлять аэронавигационную информацию.
Как пишет Газета.ру, небольшая надежда, что не будет ни одного, ни другого запрета, остается. Глава МИД России Сергей Лавров пока называет слухами сообщения об ограничении транзитных полетов со стороны РФ.
Консультант по воздушному транспорту Андрей Крамаренко пояснил изданию, что "как такового транзита практически не было, ведь полеты в сам ЕС - это уже не транзит". Если все-таки произойдет взаимное полное закрытие воздушного сообщения, это грозит крахом российской отрасли, предупреждает Крамаренко.
Это затронет не только российские авиакомпании, пассажиропоток у которых на европейские направления составляет 30% от всех международных пассажиров и шестую часть от всего пассажиропотока. "Понятно, что "Аэрофлот" зависит больше, а UTair меньше. Но для любой компании остановка шестой части пассажиропотока означает очень большие проблемы, - отмечает эксперт. - Европейские рейсы обладают неплохой доходностью, что достаточно важно в экономике авиакомпаний, которые на одних рейсах делают деньги, а на других теряют".
"Не представляю, как можно переориентировать пассажиропотоки. Да, пассажиры могут полететь не в Грецию, а в Турцию. Но на что можно переориентировать пассажиропоток в Германию?" - спрашивает Крамаренко.
Для Европы потери будут совершенно несопоставимы. "Например, Lufthansa может перевозить из РФ в Германию 1 млн пассажиров, но это 1% потока. Поэтому она это переживет", - пояснил Крамаренко.
А пока идет война нервов. Европейские чиновники напомнили, что воздушные коридоры и маршруты утверждены международными договоренностями, и их невозможно отменять в одностороннем порядке. В случае если Россия пойдет на запрет транзита авиарейсов из ЕС, европейские страны могут обратиться в суд.
Читайте также:
Сергей Михеев: Цель Америки - осложнить отношения России и Евросоюза
Владимир Брутер: России стоит готовиться к более жесткому ответу на санкции
Вежливый ответ: Аккуратные санкции