Современное искусство должно отвечать требованиям сегодняшнего дня - это залог успешности любого проекта в арт-среде. Насколько сложно вести арт-бизнес, как себя чувствуют владельцы галерей актуального искусства, что ждет арт-рынок в ближайшем будущем - на эти вопросы Bigness.ru ответила владелица московской Gallery 21 и одна из инициаторов создания нового Центра современного искусства "Сокол" Ксения Подойницына.
- Ксения, расскажите немного о том, почему лично Вы решили открыть галерею именно в Москве, где конкуренция довольно высока. На Ваш взгляд, насколько в России выдержан баланс между возможностями художников выставиться и заявить о себе, и местами такой направленности?
- Друзья из бизнес среды меня регулярно спрашивают, чем бы при желании они могли заняться в сфере искусства. Я начинаю перечислять им возможности, которые сегодня есть на арт-рынке, но не скрываю, что состояние отрасли можно сравнить с уровнем финансового рынка середины девяностых. Инфраструктура плохо развита, конкуренция относительна, система ценообразования вызывает вопросы.
Я предупреждаю, что это долгосрочные инвестиции, но зато есть ниши, поле для работы и потенциал. Что касается лично меня, в 2010, когда я начинала проект, увидела нишу - никто серьезно не занимался продвижением молодых российских художников, с чего я и начала. Известно, что по учебнику нужно 3-5 лет для выхода на самоокупаемость. Могу сказать, что для арт-рынка у меня более чем хороший результат реализации задач первого периода. Сейчас я занимаюсь оптимизацией всех процессов, чтобы направлять средства на дальнейшее развитие, причем в основном это международные проекты.
В России достаточно возможностей для проектов любого уровня. Но границы проектов и развития зависят от бизнес-задач, которые галерея ставит перед собой. А художники, в свою очередь, безусловно, зависят от галереи. Я считаю, что в России без галерей художникам сложно выжить. Какие бы галереи не испытывали сложности - это единственный канал продвижения и дистрибуции в виду общей нехватки финансового и управленческого образования в арт- среде. Таким образом, можно выстроить баланс между интересами художников, возможностью выставляться и заявлять о себе, и возможностями галерей, какие бы сложности не испытывали галереи сегодня.
- Собственная галерея - это для души или для бизнеса? (это с учетом предыстории, можно в двух словах пояснить, для чего люди в наше время вкладывают в развитие таких галерей собственные средства).
- Для души и для бизнеса одновременно. Надо любить то, чем ты занимаешься, но галерея - это бизнес, который требует соответствующего управления и оценки. Я выбрала художников, в которых верю на 100%. Это гарантия качества, конкурентности и возможностей развития, включая международный рынок.
Я уверена, что галерейный бизнес и консультации в сфере искусства могут приносить стабильный доход. Поэтому люди вкладывают в развитие галерей собственные средства. Но я также считаю, что современное искусство - это та мягкая сила, которая помогает находить взаимопонимание, строить отношения и положительно влиять на имидж России в глобальном сообществе.
- Каковы основные тенденции в мире современного искусства на сегодняшний день? С чем приходится работать? На Ваш взгляд, находится ли арт-сообщество России в целом и Москвы в частности под сильнейшим идейным и финансовым влиянием западного рынка?
- Не думаю, что российское арт-сообщество находится под сильным идейным и финансовым воздействием западного рынка. Большинство российских игроков сконцентрировано на локальном рынке, что приводит к стагнации. А глобализация требует ускорения интеграции с международным арт рынком и более активного продвижения новых российских имен в среде западных коллекционеров. Стратегия нашей галереи направлена на развитие партнерских отношений с европейскими галереями, а также на активное участие в западных ярмарках. Художники в свою очередь также стараются идти в ногу с международным опытом, включая концепции, материалы и качество работ. На мой взгляд, основная тенденция - это старание удивить, но не провокационными вещами, а эстетически интересными работами.
- Сейчас существует устоявшееся мнение, что потребительскую сторону запросов публики необходимо сознательно "ломать". Как лично Вы относитесь к этому убеждению и какие могут быть альтернативные установки для работы?
- Искусство призвано формировать, развивать, образовывать, но никак не "ломать". Искусство воспитывает лояльность и толерантность. И в этом его мягкая сила. А вот галерист решает, каким именно искусством он хочет заниматься. Это уже его выбор и его миссия. Кто-то занимается пейзажами и натюрмортами. Мой выбор - концептуальное искусство. Не самое легкое для реализации бизнес-задач, да и для популяризации тоже.
Тем не менее, выдержанная выставочная стратегия, качество имен и проектов помогают развитию понимания аудитории, формированию интереса со стороны покупателей, возникновению нового поколения коллекционеров, к проявлению интереса европейских ценителей искусства. Это долгосрочная стратегия, которая требует вовлеченности.
- Помимо поиска баланса между бизнесом и творчеством, возможна ли идейно-философская корректировка понимания современного искусства? Какие могут быть новые формы взаимодействия между современным искусством и массовым зрителем?
- Современное искусство и массовый зритель - тема провокационная. У современного искусства зритель - эстет. Это интеллигенция, которая всегда находится в развитии и поиске. Поиске себя, поиске смыслов, поиске истины. Но это и яппи, которым интересно все новое, провокационное, нестандартное. Это люди, которые не бояться нового, которые черпают силы и интерес к жизни в нестандартном, которые умеют принимать вызовы и учиться, чтобы быть в движении и уметь переходить на новые уровни. Не думаю, что современному искусству нужна идейно-философская корректировка. Скорее, оно корректирует философию восприятия, гибкость сознания, способность к толерантности. Поэтому вряд ли ему грозит в обозримом будущем массовый зритель.
А вот коллекционер современного искусства, надеюсь, в ближайшем будущем, серьезно укрепит свои позиции.Я организовывала множество лекций, дискуссий, мастер-классов, чтобы заинтересовать и вовлечь в тему большое количество людей, в том числе молодежи. Современное искусство для России - это люксовый продукт. Поэтому здесь требуются серьезные инвестиции в развитие и серьезные усилия специалистов.
- Ксения, работаете ли Вы с художниками некоммерческой направленности? С чем, на Ваш взгляд, связан тот факт, что большинство галерей Москвы работают в русле современного (актуального) искусства? Это связано с необходимостью интегрироваться в международное арт-сообщество?
- Позволю не согласиться. На мой взгляд, большинство галерей в Москве работают именно с коммерческим искусством, которое очевидно для массовой аудитории и бизнес эффективно. Передо мной помимо бизнес-составляющей стояла задача продвижения новых имен и российского концептуального искусства в целом. У меня часто бывают некоммерческие выставки, потому что мне важно представить новое имя, новую мысль, новое решение. Это всегда непросто, но крайне интересно. Вы правы, принято представлять 1-2 некоммерческих проекта в год как вклад в развитие искусства. Это ценится при отборе на мировые ярмарки типа Frieze и Art Basel. Это также вклад в развитие репутации галереи, ведь качество выставки - визитная карточка для коллекционера или музейного фонда, которые могут купить некоммерческое искусство.
- На Ваш взгляд, насколько велики шансы у художников без профильного образования найти свое место в мире современного искусства, который по сути своей есть достаточно закрытая среда?
- Я не работаю с художниками, у которых нет классического образования, а также нужной теоретической базы. Например, год учебы в Институте проблем современного искусства стал практически обязательным требованием.
- А не грозит ли соответствие актуальным запросам общества самому творческому началу в работе современных художников? Можно ли считаться востребованным, просто продавая работы или необходима концепция, которую общество готово услышать и принять?
- Мне казалось, что современные художники, наоборот, не думают о запросах общества и не пытаются анализировать конъюнктуру. В Москве успехом считается продажа работы, а я считаю, что узнаваемость автора на Западе не менее важна, для меня это серьезный критерий. Опыт последних лет это подтверждает. Да, количество продаж можно считать успехом, если мы говорим о торговле. Если же перейти в категорию искусства, то без концепции здесь не обойтись.
До кризиса считалось, что рынок активно развивался, так как люди были готовы неразборчиво тратить большое количество денег на искусство. Но в 2008 рынок упал и ситуация изменилась. До минимума сократилось количество постоянных покупателей на арт-рынке. А так как сам рынок не был отстроен, система не сформирована, то и восстановление идет крайне медленно. Общество будет готово услышать и принять творческую идею, если концепции будут внятны, арт-рынок станет прозрачным, а критерии оценки и система ценообразования не будут вызывать вопросов.
Читайте также:
Россиянин арестован за порчу картины Марка Ротко